D245.ru

Устройство и ремонт тракторов

Переключатель режимов ГНС

Переключатель режимов
Переключатель предназначен для:
• механического соединения золотника регулятора с силовым или позиционным датчиком;
• соединения золотника регулятора с обоими датчиками одновременно в различных сочетаниях (смешанное регулирование);
• выключения датчиков.

Переключатель состоит из корпуса (рис. 5.13), в котором смонтированы механизмы:
• включения датчиков;
• смешивания сигналов датчиков;
• управления.

Рис. 5.13. Переключатель режимов:
1 — рычаг суммирующий; 2 — корпус; 3 — рычаг позиционный; 4 — муфта: 5 — шпонка призматическая:
6 — втулка; 7- ват; 8 — вилка; 9 — тяга; 10-12 рычаги; 13 — вилка; 14 — рычаг силовой; 15 — вал шлицевой; 16 — коромысло

Механизм включения
(рис. 5.13) датчиков состоит из вала 7. в шпоночном пазу которого установлена скользящая призматическая шпонка 5. Шпонка 5 имеет возможность входить в паз на муфте 4. жестко закрепленной на конце шлицевого вала 15. Перемещение шпонки в противоположную сторону ограничено упором во втулку 6.

Механизм смешивания сигналов
состоит из шлицевого вала 15, позиционного 3 и силового 14 рычагов, связанных с соответствующими датчиками и свободно вращающихся на валу 15, суммирующего рычага 1, передвигающегося по шлицевому валу 15 между позиционным 3 и силовым 14 рычагами. Суммирующий рычаг 1 опирается на коромысло 16, шарнирно закрепленное па позиционном и силовом рычагах.

Механизм управления
состоит из рычага 12, связанного тросовым приводом с рукояткой-маховиком управления и взаимодействующего с двумя вильчатыми рычагами 11 и 10. Рычаг 11 при помощи тяги 9 и внлки S пе-ремешает шпонку 5. Рычаг 10 перемешает вилкой 13 суммирующий рычаг по шлицам ваза 15.

Работает переключатель режимов следующим образом:

При установке рукоятки-маховика в положение О шпонка 5 перемещается вилкой Н до упора во втулку 6 и выходит из паза муфты 4. В таком положении вал 7 не связан с муфтой, а значит, и со шлицевым валом 15. В результате регулятор, связанный с валом 7, оказывается отсоединенным от обоих датчиков регулирования датчики выключены.

При повороте рукоятки-маховика в положение 11 (позиционное регулирование) шпонка 5 заходит в паз муфты 4 и блокирует валы 7 и
15 между собой. Взаимодействие рычага 12 с рычагами 11 w 10 осуществляется таким образом. что в момент блокирования валов 7 и 15 суммирующий рычаг ! вилкой 13 установлен против шарнира коромысла 16 на позиционном рычаге 3. В результате перемещения силового рычага 14 будут вызывать качательные движения коромысла 16 вокруг шарнира на позиционном рычаге 3. не передаваясь на суммирую- щий рычаг 1 и, соответственно, на вал 7 и далее на регулятор. Перемещение же позиционного рычага 3 через суммирующий рычаг 1. шлицевой вал 15, муфту 4. шпонку 5 н вал 7 будет передаваться на регулятор — включено позиционное регулирование.

При повороте рукоятки-маховика в положение III (силовое регулирование) шпонка 5 остается в том же положении, продолжая блокировать вал 7 со шлицевым валом 15 за счет того, что папец на рычаге 12 выходит из контакта е пазом рычага 11. Рычаг 10, поворачиваясь, своим пальцем переводит вилку 13 с суммирующим рычагом I вплотную к силовому рычагу’ 14. Суммирующий рычаг 1 оказывается против шарнира коромысла 16 на силовом рычаге 14. В этой позиции сигнал позиционного датчика на суммирующий рычаг I передаваться не будет, а перемещения силового рычага 14 через суммирующий рычаг, шлицевой вал 15. муфту 4, шпонку .5 и вал 7 будут передаваться на регулятор включено силовое регулирование.

При установке рукоятки-маховика в любое из положений между позициями 11 и 111 суммирующий рычаг I находится в зоне между позиционным 3 и силовым 14 рычагами. В этом случае на регулятор будут передаваться перемещения как позиционного, так и силового рычагов. В зависимости от того, на каком расстоянии от позиционною и силового рычагов установлен суммирующий рычаг, будет обеспечено смешивание сигнаюв от обоих датчиков в различных сочетаниях.

Управление и привод переключателя

Переключатель / (рис. 5.14) расположен на крышке заднего моста и связан через рычаг 2 и тягу 3 с регулятором, через рычаг 4 и позиционную тягу 5 с позиционным датчиком и через рычаг 6 и силовую тягу 7 с силовым датчиком. Рукоятка-маховик управления Л установлен в задней части пульта управления и связан двумя тросами со шкивом, посаженным на ось рычага 12 (см. рис. 5.13). 

Рычаг 6 (рис. 5.14). кроме силового датчика, связан через тягу блокировки 10 с рычагом
11, закрепленным па поворотном валу навесного устройства.
Назначение тяги блокировки II) вытекает из конструкции переключателя. Шпонка 5 (см. рис. 5.13) может войти в паз муфты 4 только в определенном положении шпонки и муфгы относительно друг друг а. С одной стороны, вал 7 со шпонкой 5 в позиции «Выключено» под действием внутренней пружины регулятора через рычаг 2 (см. рис. 5.14) и тягу 3 будет поворачиваться против часовой стрелки до тех пор. пока тяга 3 не займет крайнее переднее положение. С другой стороны, при подъеме навесного устройства в крайнее верхнее положение позиционный датчик через позиционную тягу 5, рычаг 4 и далее через позиционный рычаг 3 (см. рис. 5.13) и суммирующий рычаг /, повернет шлицевой вал 15 с муфтой 4 также против часовой стрелки.
Совпадение шпонки 5 (см. рис. 5.13) и паза муфты 4 в крайнем верхнем положении навесного устройства достигается регулировкой позиционной тяги, что обеспечивает свободный поворот рукоятки-маховика из позиции 0 (выключено) в позицию II (позиционное регулирование) и обратно.

Далее, при повороте рукоятки-маховика из позиции И в сторону позиции III суммирующий рычаг / должен передвигаться но шлицевому валу 15 к силовому рычагу 14. опираясь на коромысло 16. Такое передвижение может происходить только с одновременным поворотом суммирующего рычага с ваттами 15 и 7 вокруг своей оси по часовой стрелке, т.е. против действия внутренней пружины регулятора. Из-за этого поворот рукоятки-маховика из позиции II в позицию 111 был бы затруднен или невозможен. Чтобы исключить воздействие пружины регулятора, устанавливается тяга блокировки 10 (см. рис. 5.14) с рычагом 11. 

При подъеме навесного устройства в положение, близкое к крайнему верхнему, рычаг II блокируется с тягой 10, и на оставшемся участке хода рычаг 6 поворачивается тягой 10 против часовой стрелки, сжимая при этом компенсирующую пружину силовой тяги У. Вместе с рычагом б (рис. 5.14) поворачиваются валы 5 и 7 (см. рис. 5.13) и рычаг 2 (см. рис. 5.14). Тяга 3 перемешается в крайнее переднее положение. благодаря чему поворот маховика 8 в позицию 111 происходит без затруднений. Если тяга 3 не дошла до крайнего переднего положения, производится регулировка тяги блокировки 10.

Источник: Руководство по техническому обслуживанию и ремонту тракторов «Беларус» серий 500, 800, 900.
Авторы Александр Пуховой, Михаил Мелешко, Александр Бобровник, Владимир Левков