|
* Для тракторов «БЕЛАРУС» 822.3/823.3 ‘)22 922.3 923 923.3. |
- Рабочие тормоза
Левый и правый рабочие тормоза управляются отдельными педалями, обеспечивая раздельное торможение колес. Для одновременного торможения обоих колес предусмотрена блокировочная планка 9, которая блокирует левую педаль с правой (рис. 4.128).
Пред упреждение. Никогда не работайте на тракторе, если тормо?а требуют регулировки или ремонта. Прежде чем начать движение, отпустите рычаг 7 стояночного тормоза.
Рис. 4.128. Рабочие тормоза:
/ вилка; 2 — двуплечий рычаг; 3 регулировочный болт; 4 тяга; 5 сектор; 6 защелка; 7. // рычаги; Н пружина; 9 блокировочная планка; 10 педаль; 12 — сферическая шайба; 13 — контргайка; 14 — шарики; 15 нажимные диски |
Работа тормоза
При нажатии на педали 10 тормозов, усилие передается через двуплечий рычаг 2. регулировочный болт 3 и сферическую шайбу 12 на вилку / привода нажимных дисков 15 (рис. 4.128). При перемещении вилки усилие передается к нажимным дискам, которые поворачиваются навстречу друг другу.
Двухдисковын тормоз. Обкатываясь наклонными поверхностями профильных канавок А (рис. 4.129) по шарикам 4. нажимные диски 3 раздвигаются, зажимают тормозные диски 1 между поверхностями трения кожухов и стаканов и затормаживают диски и связанные с ними валы и шестерни бортовой передачи.
Одновременно нажимные диски поворачиваются силой трения в направлении вращения тормозных дисков. Поворот дисков ограничен упорами в кожухах тормозов. Один из
нажимных дисков имеет возможность дополнительною поворота, усиливая эффект торможения.
Принцип действия установленного на тракторы серий 900 трехдискового тормоза
(рис. 4.130) аналогичен двухдисковому и отли- чается установкой трех тормозных дисков I и промежуточного диска 5, поворот которого ограничен упорами в кожухе тормоза и упорными выступами промежуточного диска.
4.7.5.2. Стояночный тормоз «сухого» типа (рис. 4.131)
М12×200 (2нгг) Рис. 4.131. Стояночный тормоз: / вал тормоза; 2 — тормозной диск; 3 шайба сферическая: 4 — болт регулировочный; 5 фиксатор: 6 рычаг; 7 сектор: #-тя!а; 9 рычаг с валиком; 10 кронштейн;// кожух; 12 диски нажимные |
Стояночный тормоз установлен на кожухе травою рабочего тормоза.
При движении тракгора вращение от крестовины дифференциала 2 (рис. 4.132) через ват 3 передается на тормозные диски 5 стояночного тормоза. При перемещении рычага тормоза 6 (рис. 4.131) «на себя» нажимные 2иски 4 (см. рис. 4.132), поворачиваясь относительно друг друга, раздвигаются, затормаживая тормозные диски и соединенный с ними ват 3, связанный с крестовиной дифференциата. блокируя через сателлиты / полуоссвые шестерни 7 дифференциала, бортовые и конечные передачи и колеса трактора.
Стояночный тормоз допускается использо- эагь кратковременно для торможения трактора при выходе из строя рабочих тормозов.
- Многодисковые тормоза, работающие в масляной ванне
С целью повышения энергоемкости тормозов трактора, их надежности и долговечности разработаны и устанавливаются на тракторы серии 900 многодисковые тормоза, работающие в масляной ванне («мокрые» тормоза). Муфта блокировки дифференциала заднего моста монтируется в корпусе тормоза и имеет с ним общую масляную ванну, поэтому она также выполнена «мокрой». Устройство тормозов показано на рис. 4.133.
Рабочие тормоза
Рабочие тормоза 8-дисковые. Фрикционные диски 2 установлены на шлицевых концах ведущих шестерен конечных передач 16. Нажимные диски 6 конструктивно подобны применяемым в сухих тормозах, но имеют уменьшенный угол подъема лунок под шарики для обеспечения необходимого усилия сжатия пакетов фрикционных и промежуточных дисков.
ВНИМАНИЕ! Нажимные диски сухих и «мокрых» тормозов имеют одинаковые габаритные и монтажные размеры, но не являются взаимозаменяемыми. Категорически запрещается устанавливать на «мокрые» тормоза диски сухих тормозов, и наоборот, что связано с безопасностью работы на тракторах.
Промежуточные диски фиксируются от проворота в корпусах /, 13 при помощи заплечиков. выполненных на наружном контуре. Герметичность масляных ванн обеспечивается уплотнительными кольцами 15. 23. прокладками ПК 14 и резиновыми чехлами .5, 22. Корпуса снабжены контрольными пробками 2/ и сливными пробками 12.
Стояночный тормоз
На тракторах серии 900 устанавливается «мокрый» 4-дисковый стояночный тормоз 8, выполненный в общем корпусе с рабочим тормозом. Детали стояночного тормоза унифицированы с деталями рабочих тормозов.
Управление тормозами
Привод управления рабочими тормозами тракторов 900/920/950 952 механический посредством рычагов и педалей; тракторов 922/923 гидравлический. Управление стояночным тормозом механическое.
Приводы управления рабочими тормозами и стояночным тормозом «мокрого» типа принципиально не отличаются от применяемых для «сухих» тормозов соответствующей модели трактора.
- Рабочие «сухие» тормоза с гидростатическим приводом («БЕЛАРУС» 822.3/823.3/922/922.3/923/923.3)
Гидростатический привод рабочих тормозов обеспечивает независимое или сблокированное управление тормозами с помощью пе- далей 4. 5 (рис. 4.134) и состоит из двух главных цилиндров 13. 13а. толкатели 16 которых шарнирно соединены с педалями; рабочих ци- индров II. 11а. соединенных с главными цилиндрами. трубопроводами 18, 19. Толкатели
- 20а рабочих цилиндров шарнирно соединены с рычагами, которые воздействуют на болты-тяги 10. связанные с нажимными дисками тормозов через рычажную систему.
При нажатии на педали тормозов усилие ’.ередается на толкатели 16 поршней 17 главных цилиндров, которые выдавливают тормозную жидкость по трубопроводам 18, 19 в поршневые полости рабочих цилиндров 11а, /. и в результате перемещения поршней и толкателей происходит включение тормозов.
20±3 мм
•/ 11(11а) 200*1мм |
Рис. 4.134. Рабочие тормоза с гидростатическим приводом:
- упорные болты: 2, 6, 15 — контргайки;
- — педаль правою тормоза; 4 блокировочная планка; 5 педаль левого тормоза; 7 вилка; 8 палец: 9 болт-тяга правого тормоза: 10 — болт- тяга левого тормоза; 11(11а) — рабочий цилиндр левый (правый); 12 клапан: 13, 13а главный цилиндр правый (левый); 14 — бачки; 16 толкатель;
- поршень: 18, 19 трубопроводы; 20(20а) толкатель левый (правый)
- Возможные неисправности «сухих» тормозов и способы их устранения
Признаки и причины неисправностей
Незффсктнннос!1. торможения
Увеличен ход педалей тормозов
Замаслены или изношены накладки дисков тормозов
Отрегулируйте тормоза согласно рекомендаций раздела «Регулировка рабочих тормозов»
Промойте лиски в бензине или замените в случае износа
Неравномерное! ь юрможенни правою и левою колес
Нарушена регулировка ходов педалей тормозов
Износ или замасливание фрикционных поверхностей дисков
Нерасюрмажнванне тормозов
Износ наклонных поверхностей профильных канавок шариков в нажимных дисках
Слишком малый ход педалей тормозов
Самопроизвольное блокирование рычаюв тормозов на валике
Коррозия посадочного места на валике тормозов под правый рычаг
Снимите правый рычаг с валика тормозов, зачистите посадочное место на валике под рычаг, смажьте смазкой «Литол-24» и установите рычаг на место
4.7.7. Возможные неисправности заднего «оста и способы их устранении
|