D245.ru

Устройство и ремонт тракторов

Неисправности реле блокировки трактора МТЗ-80

В схеме электроснабжении трактора МТЗ-80, МТЗ-82 используется реле блокировки РБ-1 (или типа 111.3747) с целью
защиты стартера от повторного включения после пуска двигателя.
Это реле включено в цепь управления реле стартера и работает от переменного напряжения, которое выдает генератор, начиная с частоты вращения
коленвала 700—1000 об/мин. На панели приборов в этот момент горит контрольная лампа, сигнализируя о включенной цепи управления стартером.
После запуска двигателя трактора реле блокировки срабатывает и лампа отключается.

Бывают моменты, когда лампа на щитке может не погаснуть после пуска двигателя. Вот при такой ситуации скорее всего неисправно реле блокировки.

Чтобы сберечь от выхода из строя детали стартера, венца маховика, работу реле РБ-1 периодически нужно проверять.
Вначале перед тестированием от реле отключают провода и подключают вольтамперметр КИ-1093 (см. рис. 2.2.4).

Рис. 2.2.4. Проверка работоспособности реле блокировки РБ-1 трактора МТЗ, схема:
1 — реле блокировки; 2 — вольтамперметр КИ-1003

На незаведенном двигателе трактора включают «массу» и, наблюдая за показаниями вольтамперметра, плавно увеличивают реостатом напряжение на зажимах
реле до его срабатывания (размыкания) его контактов. Контрольная лампа на приборной панели при этом затухает. Напряжение срабатывания реле РБ-1
находится в пределах 8 — 9 В. Мгновение переключения регулируют натяжением пружины при зазоре между якорьком и сердечником катушки 0,35—0,45 мм.
Порог срабатывания для реле 111.3747 должен быть не более 8 В.