Система жидкостного охлаждения (рис. 2.46) закрытая, с принудительной циркуляцией ох-лаждающей жидкости от центробежного на¬соса 14. Температуру охлаждающей жидкости контролируют по указателю температуры У/, снабженному контрольной лампой 13 аварий¬ной температуры. Датчик 12 температуры ус¬тановлен в головке цилиндров, а на дизелях Д-245/245.5 предусмотрена установка датчика в корпусе термостата. Нормальная рабочая тем¬пература 75…95 °С.
Для ускорения прогрева дизеля после пуска и автоматического регулирования температуры при различных условиях служит термостат «V с I вердотельным наполнителем.
Водяной насос 14 и вентилятор f> (четырех-лопастной для дизелей Д-242 243 244/245.5 и шестилопастной для Д-245) приводятся одним (Д-242 243/244 245.5) или двумя (Д-245) кли¬новидными ремнями от коленчатого нала ди¬зеля.
Работа системы охлаждения. При работе дизеля циркуляция охлаждающей жидкости осуществляется центробежным водяным насо¬сом 14. При температуре свыше 80 °С охлаж¬дающая жидкость из рубашки 9 поступает че¬рез открытый термостат 8 в верхний бак радиа¬тора 3. Опускаясь по трубкам сердцевины в нижний бак, жидкость отдает тепло потоку воздуха, создаваемому вентилятором 6. Охла¬жденная жидкость из нижнего бака забирается насосом и подается в рубашку блока цилин¬дров 9.
При температуре ниже +80 °С термостат автоматически направляет весь поток непо-средственно к насосу 14. минуя радиатор 3.
Термостат (рис. 2.47). Термостат состоит из корпуса 3. чувствительного элемента с твер¬дотельным наполнителем 4, главного клапана / и вспомогательного клапана 2. Термостат по¬зволяет охлаждающей жидкости циркулиро¬вать через радиатор только после достижения температуры охлаждающей жидкости в ру¬башке дизеля 85 °С (рис. 2.47, а). При этом ос¬новной клапан / открывается, а вспомогатель-
Отопитель кабины
I
J
$ Л ^
Направление потока охлаждавшем жидкости при установившемся температурном режиме
Направление движения . » охлажлаюшей жидкости при температуре 80“С
Рис. 2.46. Система жидкостного охлаждения:
/ выходной патрубок; 2 сливные краны; 3 радиатор; 4 шторка; 5 — пробка радиатора;
6 вентилятор; 7 впускной патрубок; S — термостат; 9 — рубашка охлаждающей жидкости:
К) маховичок управления ш горкой; II указатель температуры охлаждающей жидкости;
12 датчик температуры охлаждающей жидости: 13 контрольная лампа аварийной температу ры:
14 водяной насос: 15 датчик аварийной температуры охлаждающей жидкости
ный клапан 2 закрывается, перекрывая поток ному насосу, минуя радиатор.
жидкости через обводную магистраль. При температуре ниже 85 °С (рис. 2.47, б) клапан / закрыт и поток жидкости направляется к водя-
,/
В корпус термостата ввинчивается датчик сигнализатора аварийной температуры охлаж¬дающей жидкости.
о)
/
Рис. 2.48. Водяной насос для дизелей Д-242/243/244/245.5:
/ шкив; 2 вал: 3 сальник; 4 крыльчатка:
5 — заглушка; 6 — кольцо уплотнительное;
7 сливное отверстие; 8 кольцо упорное
Водяной насос (рис. 2.48, 2.49). Центро¬бежный водяной насос установлен спереди ди¬зеля на одном валу с вентилятором охлажде¬ния. Насос приводится от коленчатого вала ди¬зеля с помощью клинового ремня и одноручье¬вого шкива I (рис. 2.48).
Примечание. Водяной насос дизелей Д-245 имеет двухручьевой шкив и приводится двумя кли-новыми ремнями (рис. 2.49).
Охлаждающая жидкость из нижнего бачка радиатора по подводящему патрубку поступает к центру крыльчатки 4, отбрасывается наружу и подается в водяную рубашку дизеля. Зона ох-лаждающей жидкости отделена от подшипни¬ков специальным механическим торцовым уп¬лотнением 3. Вал 2 насоса установлен на двух шарикоподшипниках, не требующих обслужи¬вания. Утечки охлаждающей жидкости слива¬ются через отверстие 7.
Радиатор (рис. 2.50) состоит из сердцеви¬ны 6, верхнего 8 и нижнего 2 баков и двух сто¬ек 7. Верхний и нижний баки 8, 2 соединены с сердцевиной б болтами и уплотнены ре ««но¬выми прокладками. Сердцевина радиатора со¬стоит из латунных трубок 5 овального сечения. Для регулирования температурного режима пе¬ред радиатором установлена шторка 4 из про-
Рис. 2.49. Волн ной насос для ли ими Д-245:
/ шарикоподшипник полузакрытый: 2 шкив двухручьевой; 3 сальник; 4 кольцо упорное:
5 кольцо уплотнительное; б заглушка;
7 крыльчатка; Я шайба уплотнительная;
9 — сливное отверстие; 10 — вал
резиненной ткани. Верхний бак 8 имеет залив¬ную горловину, закрываемую пробкой 9. В нижний бак ввернут сливной кран 3.
Рис. 2.50. Радиа юр:
I — опора радиатора; 2 нижний бак;
J сливной кран; 4 — шторка; 5 трубка серлпевины: 6 сердцевина; 7 стойка; 8 — верхний бак: 9 пробка
Рис. 2.51. Пробка радиатора:
/ вакуумный клапан (воздушный); 2 клапан давления(паровой)
Пробка радиатора (рис. 2.51). Когда дав¬ление в радиаторе превышаем допустимый пре¬дел. открывается клапан давления 2 для сброса давления и предохранения радиатора от повре¬ждения. При падении давления ниже атмо¬сферного открывается вакуумный воздушный клапан 1 для выравнивания давления и предо¬хранения радиатора от деформирования.
Система охлаждения дизелей Д-24482, Д-245.582 и Д-245.43Х2) (рис. 2.52)
Система охлаждения сертифицированных дизелей уровня «S2» жидкостная, закрытая с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости, автоматическим регулированием те-плового режима термостатом и вязкостной муфтой привода вентилятора.
Система состоит из водяного радиатора 2 с расширительным бачком 16. шлангов 8, 30, хо¬мутов 5, 7.15 и деталей крепления.
Для заправки системы охлаждения служит пробка 4 водяного радиатора.
Для опорожнения системы, кроме краников в радиаторе и блоке цилиндров, предусмотрена дополнительная сливная пробка /7 на нижней плоскости жидкостно-масляного теплообмен¬ника (см. рис. 2.57).