Рабочее состояние отдельных систем и механизмов двигателя трактора оценивают как по внешним, так и по косвенным признакам.
Незаменимую помощь при диагностике неисправностей трактора оказывают специальные устройства и приборы.
Что предпринять, если у трактора снизилась мощность двигателя, увеличился расход картерного масла,
пувеличилось газовыделение из сапуна? Скорее всего есть износ цилиндропоршневой группы, закоксовывание поршневых колец.
Если же двигатель вашего МТЗ (ЮМЗ) начал тяжело запускаться, появились перебои при работе на минимальной частоте вращения коленвала,
к тому же из глушителя вылит черный дым — обращаем внимание на узлы топливной аппаратуры, смотрим, насколько чистоты топливные фильтры,
проверяем, не понижено ли давление в системе. Как вариант причины неисправности — неплотное прилегание, прогар седел и тарелок клапанов.
Степень загрязнения фильтров тонкой очистки топлива, а так же максимальное давление, которое развивает топливоподкачивающий насос,
определяют устройством проверки топливной аппаратуры КИ-13943 (рис. 2.1.1).
Рис. 2.1.1. Проверка технического состояния топливоподкачивающего насоса МТЗ:
1 — устройство КИ-13943; 2 — фильтр тонкой очистки топлива
Понизилась мощность двигателя трактора, а так же дополнительно чувствуется снижение частоты вращения коленчатого вала.
Проверяем на загрязнение воздухоочиститель. Кроме того следует обратить внимание, насколько герметично прилегают узлы впускного воздушного
тракта и несоответствие регулировки рычага управления регулятором.
Для определения загрязнения воздухоочистителя используется сигнализатор, датчик которого размещен во впускном трубопроводе двигателя.
При появлении красной полоски в смотровом отверстии сигнализатора
(либо загорание сигнальной лампочки на щитке приборов у тракторов выпуска с 1989 года)
при работе двигателя, необходимо заняться очисткой воздухоочистителя.
Насколько эффективно работает система впускного воздушного тракта проверяют при средней частоте вращения коленвала двигателя трактора,
предварительно ограничив доступ воздуха в центральную трубу воздухоочистителя. При таких действиях двигатель обычно глохнет.
Если этого не происходит, с помощью КИ-13948 выявляют неисправность впускного тракта трактора (рис. 2.1.2) и локализуют неисправность.
Помните, давление по прибору не должно превышать 0,08 МПа.
Рис. 2.1.2. Проверка на герметичность впускного воздушного тракта МТЗ:
1 — индикатор КИ-13948; 2 — горловина воздухоочистителя
Частота вращения коленвала двигателя трактора или частота вращения ВОМ по тахоспидометру стала отличаться от рабочей.
При таком стечении обстоятельств нужно проверить регулировку тяги регулятора.
Если полностью надавить на педаль или рукоятку управления подачей топлива установить в положение «До отказа», то наружный рычаг регулятора
обычно упирается в болт ограничителя максимальной скорости.
Появился повышенный расход картерного масла в тракторе или из сапуна начал выходить большой объем газов, а из выпускной трубы идет синий дым.
Здесь уже произошел предельный износ цилиндропоршневой группы.
Для оценки состояния цилиндропоршневой группы применяют газовый расходомер КИ-4887. При помощи него и определяют количество газов, которое
проходит в картер двигателя трактора.
Для оценки технического состояния цилиндра есть такой прибор, компрессометр КИ-861. Он позволяет замерить величину давления в конце такта сжатия
(компрессии) при пусковых оборотах коленвала.
Рис. 2.1.3. Как проверить компрессию МТЗ:
1 — компрессометр КИ-861; 2 — плита крепления
Минимальное давление в конце такта сжатия у исправного двигателя трактора МТЗ находится в пределах 2,6—2,8 МПа. У изношенного, разумеется, меньше.
Если вам нужны более точные цифры, то их получают при определении разницы в значениях компрессии каждого цилиндра двигателя.
При разнице между компрессией отдельного измеряемого цилиндра и средним значением компрессии в остальных цилиндрах выше 0,2 МПа, цилиндр забраковывается.
Бывает, что давление в конце такта сжатия в некоторых цилиндрах снижается по причине нарушения герметичности узла «клапан — седло».
Неплотное прилегание клапанов к седлам обычно бывает из-за неверной регулировки зазора в приводе клапана.
При отсутствии зазора между клапаном и коромыслом во время рабочего хода поршня, газы проходят через неплотные места и
оказывают разрушающее воздействие на поверхность рабочих фасок клапана и его седла. На выходе имеем снижение компрессии в цилиндре и тяжелый
запуск двигателя трактора.
А вот выброс охлаждающей жидкости из радиатора трактора получается при увеличении нагрузки на
двигатель. «Копаем в сторону» пробоя прокладки головки цилиндров, либо ослабление затяжки стакана форсунки,
появление трещин в головке цилиндров.
Повышение уровня масла в картере двигателя МТЗ может возникнуть из-за нарушения герметичности уплотнений гильзы с блоком.
Возможно из-за появления трещин, кавитационного разрушения металла блока цилиндров, проникновения в него воды из системы охлаждения и т.д.
Если по данным манометра в системе повышенное или пониженное значения давления масла и есть несоответствие температуры (по дистанционному термометру)
то это может указывать и на слабую подачу масляного насоса, и на износ или разбалансировку сливного и перепускного клапанов,
сильный износ сопряжений КШМ, неисправность клапана термостата в системе охлаждения, некачественное масло, забитость центробежного маслоочистителя.
При давлении масла в системе смазки менее 0,08 МПа, заглушите двигатель и приступите к поиску причины снижения давления.
Вначале попробуйте отрегулировать сливной клапан центробежного масляного фильтра затяжкой его пружины и
промывкой деталей фильтра. Далее, если после этого давление не повысится, измерьте давление в системе смазке двигателя с помощью КИ-13936 (рис. 2.1.4)
при номинальной частоте вращения коленвала.
Рис. 2.1.4. Как измерить давление масла в системе смазке двигателя МТЗ:
1 — устройство КИ-13936; 2 — центробежный масляный фильтр
Если при работе двигателя трактора слышны посторонние шумы и стуки, то это верный признак его изношенности.
Когда зазоры в сопряжениях деталей двигателя трактора в результате износа становятся предельными, возникают значительные
динамические нагрузки, сопровождающиеся характерными звуками.
Обычный стетоскоп позволяет прослушать эти стуки и шумы в определенных секторах.(рис. 2.1.5).
Рис. 2.1.5. Уровни секторов прослушивания стетоскопом двигателя МТЗ:
I — сектор коренных шеек коленчатого вала; II — сектор цилиндропоршневой группы; III — сектор распределительного вала;
IV — сектор распределительных шестерен; V — сектор клапанного механизма
Звук глухого среднего тона в секторе II (передвижения поршня) вначале при минимальной, а затем при максимальной частоте вращения означает,
что увеличился зазор между поршнем и гильзой. Сильный звонкий металлический звук при тех же условиях прослушки свидетельствует о довольно сильном износе
или даже подплавлении шатунного вкладыша.
Более глухой звук низкого тона, иногда появляющийся в секторе I (коренных шеек коленчатого вала) при номинальной частоте вращения
с периодическим возрастанием до максимальной, укажет нам на истирание вкладышей коренных подшипников.
Звонкие металлические звуки высокого тона, постоянно слышимые из сектора V при любой частоте вращения коленчатого вала и возрастающие при прогреве
двигателя, объясняют увеличенные тепловые зазоры в клапанном механизме.
При увеличенном тепловом зазоре снижается объем заполнения цилиндра воздухом и очистка его от отработавших газов,
что в свою очередь влияет на мощность двигателя.
Проверка теплового зазора в клапанном механизме двигателя трактора МТЗ. Такую проверку производят пластинчатым щупом в режиме полностью закрытых клапанов в конце
такта сжатия. На «холодном» двигателе зазор находится в пределах 0,40—0,45 мм.
Глухие звуки, прослушиваемые в секторе III на блоке с правой стороны при работе двигателя на малых оборотах, свидетельствуют о больших зазорах во
втулках распредвала трактора.
Посторонний звук под крышкой распределительных шестерен в секторе IV при резком изменении частоты вращения коленчатого вала
означают сильный износ зубьев распределительных шестерен.
При достижениии неудовлетворительного технического состояния двигателя его разбирают для проведения технической экспертизы-осмотра,
замера допусков в сопряжениях цилиндропоршневой группы и кривошипно-шатунного механизма, замены деталей.