Система смазки дизелей комбинирован¬ная. Подшипники коленчатого и распредели¬тельного валов, втулки промежуточной шес¬терни и шестерни привода топливного насоса, шатунный подшипник коленчатого вала пнев¬матического компрессора, механизм привода клапанов и подшипник вала ротора турбоком¬прессора (дизели Д-245/245.5) смазываются иод давлением. Гильзы, поршневые пальны, штанги, толкатели и кулачки распределитель¬ного вала смазываются разбрызгиванием.
Ир имечаинс. Дтя дизелей Д-245 245.5 мас-ло системы смазки используется также для охлаж-дения поршней с помощью четырех форсунок, ус-тановленных в блоке цилиндров.
Масляный насос 10 шестеренчатый, од- носекционный прикреплен к крышке 1-го ко¬ренного подшипника. Насос подает масло из поддона 2 по каналам в блоке цилиндров к цен¬тробежному масляному фильтру 9, где масло очищается от механических примесей и про¬дуктов сгорания. Из фильтра 9 очищенное мас¬ло посту пает в радиатор 4 для охлаждения и к подшипнику вала ротора турбокомпрессора (Д-245/245.5) по отдельной внешней маслоот¬водящей трубке. Из масляного радиатора масло поступает в главную магистраль дизеля и далее к коренным подшипникам коленчатого и рас¬пределительного валов. От коренных подшип¬ников по каналам в коленчатом вале масло по¬ступает к шатунным подшипникам. От I-го ко¬ренною подшипника масло подается по кана-лам к втулкам промежуточной шестерни и шестерни привода топливною насоса и к насо¬су. От заднего подшипника распределительно¬го вата масло по каналам в блоке, головке ци¬линдров. отверстию в 4-й стойке коромысел поступает к деталям клапанного механизма (во
Рис. 2.53. Система смазки:
I маслоприемник; 2 масляный поддон; 3 масляный сетчатый фильтр (предварительной очистки);
4 масляный радиатор; 5 г лавный масляный канал; 6 указатель давления масла; 7 сливной клапан:
предохранительный клапан; 9 центробежный масляный фильтр (тонкой очистки); 10 масляный на¬
сос; II редукционный клапан; 12, 13 датчик и контрольная лампа аварийного давления масла
Рис. 2.54. Масляный насос:
I ведомая шестерня насоса; 2 крышка: 3 шестерня привода: 4 - ведущая шестерня насоса; 5 корпус насоса; 6 - маслоприемник: А полость всасывания; В полость нагнетания
внутреннюю полость оси коромысел, через от¬верстие к втулке коромысла и по каналу - к регулировочному винту и штанге). Из главной магистрали через отверстия в блоке масло по¬ступает к компрессору по отдельному внешне¬му маслопроводу, откуда сливается в картер дизеля.
Масляный насос (рис. 2.54). Шестеренча¬тый масляный насос приводится от коленчато¬го вала через шестерню привода 3. Насос со¬стоит из цилиндрических шестерен /. 4 корпу¬са 5 и крышки 2.
После запуска дизеля при вращении шес¬терен в противоположных направлениях в по¬лости всасывания А создается разрежение. Масло всасывается через маслоприемник 6. по¬дается в полость нагнетания В и далее в систе¬му смазки.
Центробежный масляный нолнопроточ- ный фильтр (ЦМФ) (рис. 2.55) установлен с правой стороны дизеля и имеет хороший дос¬туп для обслуживания.
Ротор центробежного фильтра состоит из корпуса ротора 5 и стакана 3. Он монти¬руется на оси ротора 8 и фиксируется гай¬кой 2.
Внутри стакана 3 ротора установлены крыльчатка 4, сетка 6 и полая ось Я, ввинченная в корпус /. В результате действия реактивных сил. возникающих при вытекании масла из тан-генциальных отверстий, в корпусе 5 ротор при-водится во вращение. Под действием центро¬бежных сил посторонние частицы и продукты старения масла отбрасываются на сетку 6 и к стенкам стакана 3. Очищенное масло по трубке
9 поступает в главную магистраль системы смазки.
Предохранительный клапан 12 служит для поддержания давления масла перед рото¬ром ЦМФ. равного 0,7 МПа (7 кгс/см2). При превышении указанного давления часть не¬очищенного масла сливается через клапан в картер дизеля.
Редукционный 10 и предохранительный 12 клапаны - нерегулируемые.
Сливной клапан 11 отрегулирован на за¬воде на давление 0,25...0,35 МПа (2,5...
3,5 кгс/см") и служит для поддержания требуе¬мого давления в главной магистрали дизеля. Избыточное масло сливается через клапан в картер дизеля.
Редукционный клапан 10 служит для пе-репуска холодного масла непосредственно в магистраль дизеля, минуя масляный радиатор.
ВНИМАНИЕ! Категорически запрещается отвинчивать пробки А и 11 редукционного 10 и пре-дохранительною 12 клапанов при работающем ди-зеле (рис. 2.55).
.
Рис. 2.55. Центробежный масляный фильтр:
I корпус фильтра; 2- гайка; 3 стакан ротора; 4 крыльчатка: 5 корпус ротора;
6 сетчатый фильтр; 7 насадок; 8 ось ротора: 9- трубка; 10 редукционный клапан:
11 сливной клапан: 12 предохранительный клапан
Указатель давления масла 3 (рис. 2.56) в системе смазки дизеля встроен в комбинацию приборов 1 (в кабине трактора). Сигналы по¬ступают от датчика давления масла, установ¬ленного в корпусе ЦМФ.
Указатель давления масла 3 имеет световой сигнализатор аварийного давления 2, рабо¬тающий от сигналов датчика аварийного дав¬ления. также установленного в корпусе ЦМФ.
4
Рис. 2.56. Схема расположения приборов системы смазки:
/ расположение на панели; 2 сш нальная лампа аварийною давления масла; 3 указатель давления масла в дизеле
Масляный фильтр со сменным бумажным фильтрующим элементов (ВФ’Э) (рис. 2.57). На дизелях Д-24582, Д-245.5S2 и Д-245.43S2 вме¬сто центробежного масляного фильтра ЦМФ устанавливается фильтр с ЬФ') (245-1017060) на матке корпуса малогабаритного автономно¬го жидкостно-масляного теплообменника (ЖМТ) 2.
В корпусе фильтра / имеется ре1улируе- мый предохранительный клапан 15 для под¬держания давления 0,25...0,35 МПа (2,5...
3.5 кгс-см") в главной магистрали дизеля. Из-быточное масло сливается в картер дизеля.
Разборный фильтр (245-1017030) имеет пе-репускной клапан 11. который открывается при чрезмерном засорении ЬФЭ или при холодном пуске дизеля, и масло, минуя фильтровальную бумагу, поступает в масляную магистраль ди¬зеля. Клапан (нерегулируемый) срабатывает при сопротивлении 1>Ф’) 0,13…0,17 МПа (1,3… 1,7 кгс/см2).
ЖМТ 2 имеет нерегулируемый предохра-нительный клапан 18, который открывается при давлении 0,15…0,20 МПа (1.5…2,0 кгс/см2) для перепуска неохлажденного масла в магист¬раль дизеля при пуске и эксплуатации дизеля в условиях низких температур окружающего воздуха.
Пробка 17 служит для слива охлаждающей жидкости (воды) при обслуживании системы охлаждения дизеля, а также в зимнее время в случае применения технической воды для ис¬ключения размораживания системы.