D245.ru

Устройство и ремонт тракторов

СИСТЕМА ВПУСКА ВОЗДУХА И ВЫПУСКА ОТРАБОТАННЫХ ГАЗОВ

Дизель Д-243 (выпуска до III кв. 2002 г.)
(рис. 2.39). Система состоит из воздухоочисти¬теля 2, монониклоиа 3, впускного коллектора 4, выпускного коллектора I и глушителя (на ри¬сунке не показан). Для облегчения пуска дизеля при низких температурах окружающего возду¬ха в верхнюю часть впускного коллектора 4 вмонтирован элекгрофакельный подогрева¬тель б. который питается топливом от бачка 5.

Рис. 2.39. Система впуска воздуха и выпуска отработанных газов дизеля Д-243:
/ — выпускной коллектор; 2 воздухоочиститель; 3 монониклон: 4 впускной коллектор; 5 бачок ‘)ФП; 6 элекгрофакельный подогреватель; 7 ры¬чат заслонки аварийного останова дизеля

В переходном патрубке впускного коллек¬тора 4 установлена заслонка аварийного оста¬нова дизеля с рычагом 7, управляемым из ка¬бины с помощью троса. В аварийной ситуации с чрезмерно высокими оборотами дизеля, опе¬ратор из кабины может заглушить дизель, за¬крыв заслонку аварийного останова. В системе впуска воздуха предусмотрен индикатор засо¬ренности воздухоочистителя с индикаторной лампой на щитке приборов.
Дизели Д-242, Д-243*, Д-244 (рис. 2.40). Система отличается конфигурацией впускного 4 и выпускного / коллекторов. Во впускном коллекторе 4 отсутствует заслонка аварийного останова дизеля.
Дизели Д-245, Д-245.5, Д-245.5^ Д-245.4382 (рис. 2.41). Система подачи воздуха состоит из воздухоочистителя I с моноциклоном 2, турбо-компрессора 5, впускного коллектора 3. Систе¬ма выпуска газов включает выпускной коллек¬тор б и глушитель. Очищенный воздух сжима¬ется в турбокомпрессоре 5, используя энергию выхлопных газов, и полается в цилиндры дизе¬ля. Отработанные газы, проходя через выпуск¬ной коллектор 6, турбокомпрессор 5 и глуши¬тель. выбрасываются в атмосферу.
Пр нмечание. Дизели с индексом «S2» осна-щены охладителем наддувочного воздуха, установ- ленным перед воляным радиатором (см. рис. 2.17).
•С IV кв. 2002 г. дизели Д-243 и их модифика-ции комплектуются двухрычажными топливными насосами, имеющими отдельный рычаг останова и аварийного останова дизеля. В связи с этим, за-слонка аварийного останова на дизели Д-243 не ус-танавливается.

Рис. 2.41. Система впуска воздуха и выпуска о1работанны\ газов дизелей Д-245. Д-245.5. Д-245.58, Д-245.4352:
I — воздухоочиститель; 2 моноциклон; 3 — впуск¬ной коллектор; 4 бачок ЭФГ1; 5 турбокомпрес¬сор: 6 выпускной коллектор

Контакт но-часляный воздухоочисти¬
тель (рис. 2.42). Всасываемый в цилиндры воз¬дух очищается в комбинированном трехсту¬пенчатом воздухоочистителе. Па первой стадии воздух проходит через колпак моноциклона 5. где осуществляется предварительная сухая центробежная очистка воздуха. На второй ста¬дии воздух по центральной трубе 2 проходит к масляной ванне 9 воздухоочистителя, в кото¬рой улавливаются частицы пыли и накаплива¬ются в поддоне 10. На третьей стадии воздух перемещается вверх и проходит через три фильтрующих элемента 6, пропитанных мас¬лом. Здесь происходит окончательная (тонкая) очистка всасываемого воздуха.
Воздухоочиститель для дизелей Турбо «S2» (рис. 2.43). Воздухоочиститель производ¬ства фирмы Donaldson сухого типа с примене¬нием в качестве фильтрующего элемента бумажных фильтр-патронов. Имеет три ступени очистки.
Первая — инерционная очистка воздуха (встроенный моноциклон). Производится внут¬ри воздухоочистителя за счет центробежных сил. возникающих при спиралевидном враще¬нии воздуха, относительно оси корпуса / воз-

Рис. 2.43. Воздухоочисти i ель дли дизелей Турбо «S2»:
I корпус; 2 патрубок подводяший; 3 воздухо¬заборник; 4 крышка: 5 — резиновый колпак;
основной бумажный фильтрующий элемент; 7 контрольный бумажный фильтрующий элемент (КФЭ)

духоочистигеля. Сброс пыли осуществляется через резиновый колпак 5, установленный на крышке воздухоочистителя 4 при остановке и запуске двигателя, за счет возникновения внут¬ри воздухоочистителя избыточного давления.
Вторая и третья сухая очистка основным
6 и контрольным 7 бумажными фильтрующими элементами. Забор воздуха воздухоочистите¬лем осуществляется через воздухозаборник 3. Подвод воздуха к турбокомпрессору через воз- духоподводящий тракт обеспечивает подводя¬щий патрубок 2.
Турбокомпрессор (ТКР) (рис. 2.44). Па дизелях Д-245. Д-245.5, Д-245.5S, Д-245.552. Д-245.43S2 установлен турбокомпрессор, ис¬пользующий энергию выхлопных газов для наддува воздуха в цилиндры дизеля. ТКР со¬стоит из центробежного одноступенчатого компрессора /, 9 и радиальной центростреми¬тельной ту рбины 4, 5.
Выхлопные газы через выпускной коллек¬тор поступают к газовой турбине. Расширяясь, газы вращают колесо 9 компрессора, который всасывает воздух (через воздухоочиститель), сжимает его и подает под давлением в цилинд¬ры дизеля.
Подшипник б смазывается маслом, посту-пающим по отдельному маслопроводу от цен-тробежного масляного фильтра. Из турбоком¬прессора масло сливается в картер дизеля по часлоотводяшей трубке. Колесо турбины 5 от-

Рис. 2.44. Турбокомпрессор:
I корпус компрессора; 2 корпус средний (кор¬пус подшипников); 3, Я — кольца уплотнительные; 4 — корпус турбины: 5 — колесо турбины с валом; б подшипник; 7 маслоотражатель; 9 колесо компрессора; 10 ганка специальная: II диф¬фузор

лито из жаропрочного никелевого сплава и приварено к валу ротора. Колесо компрессора 9 отлито из алюминиевого сплава и закреплено на валу с помощью специальной гайки 10. Вал ротора вращается в радиальном подшипнике, выполненном в виде плавающей неврашаю- шейся моновтулки. Моновтулка фиксируется в корпусе подшипников фиксатором. Осевое пе¬ремещение ротора воепринимает упорный подшипник. Подшипники турбокомпрессора смазываются и охлаждаются маслом, посту¬пающим по трубопроводу от центробежного масляного фильтра. Как в радиальном, так и в упорном подшипниках дополнительно осуще¬ствляется центробежная очистка масла. Из ту р¬бокомпрессора масло сливается в картер дизеля по маслоотводящей трубке. Со стороны ком-прессора и турбины в канавках ротора установ¬лены газомасляные пружинные уплотнения 3 и 8. Со стороны компрессора для повышения эффективности установлен маслоотражатель 7, а со стороны турбины экран. Избыточное давление воздуха за компрессором должно быть в пределах 0.065…0,10 МПа (0,65… 1,00 кгс/см’).
2.8. Номенклатура ТКР, применяемых на тракторах «БЕЛАРУС»
Т урбоко м 11 рессор Изготовитель Дизель
ТКР-6 Республика
Беларусь Д-245.5
С14-126-01 Чехия Д-245.5S
С14-126 или Чехия Д-245.5S2
С14-101-01 Д-245.43S2

Номенклатура и применяемость ТК’Р раз¬личных типов приведены в табл. 2.8.
Глушитель (рис. 2.45) состоит из перфо-рированной трубы 5. завихрителей 3 и экранов 4, заключенных в кожухе /. Выхлопные газы, проходящие через трубу 5. через отверстия в ней попадают внутрь кожуха 1 и затем вновь возвращаются в трубу 5. Этот процесс повторя¬ется многократно, прежде чем газы достигнут выхлопной трубы 2. Завихрители 3 являются ловушками для искр.

Рис. 2.45. Глушитель:
/ кожух; 2 — выхлопная груба; 3 — завихритель: 4 — экран (отражатель); 5 перфорированная фубз (резонатор)