При разборке и сборке топливных насосов и их составных частей используйте специаль¬ный инструмент, оригинальные запасные час¬ти. экологически чистые моющие растворы и сухой отфильтрованный воздух для продувки
компонентов насосов сжатым воздухом.
Демонтаж подкачивающего насоса
(рис. 3.120,3.121)
Примечание. Насос ручной прокачки про-веряют на герметичность нагнетательного и впуск-ного клапанов и всасывающий эффект. При подви¬де сухого сжатого воздуха под давлением 0,2 Ml la и погружении насоса в испытательную жидкость падение давления должно быть максимум
0, 005 МПа за 40 с. Насос должен создавать вакуум
0, 015 МПа по вакууметру.
Демонтаж корпуса регулятора в сборе (рис. 3.122-3.124)
1. Вывинтите крепежные болты корпуса регулятора (рис. 3.122).
Инструмент. Торцовый гаечный ключ S — 5мм.
2. Снимите шплинт и соединительный па- тец тяги управления с рычажной системы. Снимите корпус регулятора и прокладку
рис. 3.123).
3. Вывинтите крепежные болты крышки корпуса регулятора. Снимите крышку и про¬кладку (рис. 3.124).
Инструмент. Торцевой гаечный ключ 5=9 мм.
Примечания: 1. Разборку регулятора сле-дует производить в специализированной мастер¬ской.
2. Никогда не разбирайте сдвоенный рычаг ре-гулятора. Он поставляется только в сборе.
Демонтаж корректора избыточного давления (дизели с турбонаддувом)
(рис. 3.125 3.127)
1. Вывинтите крепежные винты корректора избыточного давления. Снимите шайбы
Рис. 3.126
Рис. 3.127
3. Снимите крышку и пробку корректора избыточного давления. Снимите прокладку (рис. 3.127).
Инструмент. Отвертка и накидной ключ
S = 22 мм.
Разборка ротора регулятора (рис. 3.128-3.136)
1. Снимите втулку в сборе с подшипником ротора регулятора.
2. Извлеките стопорное кольцо из канавки оси подшипника и разберите ротор регулятора с шайбой.
Инструмент. Круглогубцы для демонтажа внутренних стопорных колец.
Рис. 3.131
3. Зафиксируйте кулачковый вал от прово¬рачивания (рис. 3.132).
Инструмент. Приспособление NC 56М или 68.0417, или 68.2288, 68.2128. Гаечный ключ NC 17R.
4. Отвинтите крепежную гайку и снимите .р>жинную шайбу с подшипниковой оси ку¬лачкового вала (рис. 3.133).
Инструмент. Гаечный ключ NC 8М.
5. Снимите опорный элемент с кулачкового зала (рис. 3.134. 3.135).
Инструмент. Съемник NC 30М.
6. Отвинтите крепежную гайку и сни¬мите пружинную шайбу с кулачкового вала рис. 3.136).
Рис. 3.134
Рис. 3.136 Рис. 3.138
Инструмент. Гаечный ключ NC 8М.
7. Снимите зубчатую муфту. Инструмент. Съемник NC 29А.
Демонтаж насосных секций с корпуса топливного насоса (рис. 3.137-3.142)
1. Отвинтите гайки и снимите шайбы креп-ления секций топливного насоса (рис. 3.137).
Инструмент. Накидной ключ 5 9 мм и
5=12 мм.
2. Извлеките насосные секции в сборе из корпуса топливного насоса. Снимите уплотни-тельные кольца (рис. 3.138. 3.139).
Инструмент. Съемник NC 355М.
Дли разборки насосной секции выти ниц» слелующие операции:
1. Сожмите пружину плунжера с помощь* инструмента NC ЗМ и снимите нижнюю таре ку пружины (рис. 3.140).
2. Извлеките пружину плунжера с шайен . i и гильзой управления подачи топлива из кор¬пуса цилиндра (рис. 3.141).
3. Извлеките плунжер из цилиндра (рис. 3.142).
Будьте внимательны, чтобы исключить распаривание подогнанных плунжерных нар каждой секции насоса!
При последующей сборке ус¬тановите плунжер так, чтобы регулировочная метка на несущем элементе плунжера совпадала с цен¬тром зуба на гильзе управления.
2. Штуцер насосной секции затяните моментом
45.. .48 Н м.
3. Перед установкой насосной секции в корпус проверьте ее на герметичность в приспособлении под давлением сжатого воздуха 0,2 МПа при по¬гружении секции в испытательную жидкость.
4. Вставьте секцию в корпус так, чтобы двой¬ной промежуток между зубьями гильзы управления сопрягался с двойным зубом на зубчатой рейке управления.
5. Свободный ход рейки управления должен быть 21 мм во всем диапазоне подъема кулачка.
З.9.5.1. Контрольные операции
• Выбракуйте все уплотнительные кольца, уплотнения и проклалки.
• Проверьте все пружины на начичие кор¬розии. износа, деформации или трещин.
• Проверьте все движущиеся части на на¬личие износа, трещин и коррозии.
• Если необходимо, замените поврежден¬ные или чрезмерно изношенные части.
Приведенные ниже иллюстрации показы¬вают типовые места проверки начичия износа. Рис. 3.141 Однако, повреждения и износ не oi-раничива-
ются только этими местами, и выявленный из¬нос вовсе не говорит о том, что эти детали должны быть заменены. Внешний вид детачей является только одним из аспектов для приня¬тия решения о замене. Ьолее важным аспектом является стендовая проверка топливного насоса.
Рис. 3.144
‘ И- ■ ■
Рис. 3.145
Рис. 3.146
1. Кулачковый вал (рис. 3.143) шлифо¬ванные поверхности не должны иметь выкра¬шивания. вмятин или коррозии.
2. Толкатель в сборе (рис. 3.144) ролики и втулки толкателей не должны иметь износа и царапин. HJ i ифты не должны иметь чрезмерно¬го люфта. Корпус толкателя не должен иметь глубоких продольных царапин на цилиндриче¬ской поверхности.
3. Гильза и плунжер (рис. 3.145) притер¬тые поверхности не должны иметь износа, ца¬рапин и чрезмерного люфта в сопряжении.
4. Нагнетательный клапан (рис. 3.146) притертые поверхности, такие как клапанный конус и разгрузочный поясок, не должны иметь износа.
Посадочное место корпуса нагнетательного клапана должно быть надежно уплотнено.
Регулировка 1’НПТ* и углового деления (рис. 3.147-3.157)
1. Подключите вход и выход топливного насоса к оборудованию впрыска топлива (рис. 3.147).
Инструмент. Торцевой гаечный ключ 5= 17мм.
2. Снимите соединительный штуцер пер¬вой насосной секции. Снимите пружину с про¬кладкой и конус нагнетательного клапана (рис. 3.148).
Инструмент. Ключ NC’ 334М и пинцет.
Примечание. Регулировочные операции, приведенные ниже, рассмотрены па примере шес-тисекционного насоса типа РР6МГ, который уста-навливается на энергонасыщенные тракторы БЕЛАРУС» серий 1200, 1500, 1800 и 2000.
3. Соберите приспособление для фиксации циферблатного индикатора на устройстве впрыска. Установите индикатор вместе с пере¬ходником (рис. 3.149).
4. Определите геометрическое начало по¬дачи топлива по индикаторной головке при вращении кулачкового вала по часовой стрелке | а направлении его вращения на дизеле). ГНПТ отсчитывается от ПМТ кулачкового вала. Для установки ГНПТ выполните конкретные реко¬мендации по регулировочным операциям (рис. 3.150).
5. Установите подвижную стрелку на нуле¬вое деление («0») маховика испытательного стенда (рис. 3.151).
6. Отсоедините приспособление от насос¬ной секции и установите на место конуса на-гнетательного клапана пружину с прокладкой. Установите штуцер. Затяните его моментом
49,5.. .50,5 Н м (рис. 3.152).
7. Установите капиллярные трубки (мо- ментоскоп) на соединительные штуцера. Сни¬мите упорную пробку рейки управления и вы¬двиньте рейку настолько, чтобы она не находи¬лась в положении начала подачи. Заполните капилляры испытательной жидкостью путем поворота вала топливного насоса (рис. 3.153. 3.154).
Инструмент. Торцевой ключ S- 19 мм.
Рис. 3.153
Рис. 3.156
8. Повернггге маховик в направлении вра¬щения вала топливного насоса на дизеле до момента начала подъема жидкости в капилля¬ре. Тго движение будет происходить в после¬довательности. соответствующей порядку ра¬боты цилиндров дизеля. Заметьте измеренную величину на маховике стенда (рис. 3.155. 3.156).
9. Отрегулируйте обнаруженные различия между секциями изменением набора прокладок под насосной секцией. Проверьте угловое де¬ление (рис. 3.157).
Регулировка топливного насоса на стенде (рис. 3.158-3.175)
1. Снимите капиллярные трубки и присое-дините топливопроводы высокого давления проверяемых форсунок. Присоедините подка-чивающий насос (рис. 3.158).
2. Отрегулируйте равномерность подачи топлива секциями насоса путем незначительно¬го поворота фланцев насосных секций. Подача топлива увеличивается при повороте фланцев в направлении к приводу (как показано) и умень¬шается при повороте к регулятору (рис. 3.159).
Инструмент. Алюминиевый бородок и молоток.
3. Максимальная подача топлива регулиру¬ется поворотом винта максимальной подачи в корпусе регулятора. Подача топлива увеличи¬вается при ввинчивании винта в направлении к регулятору, и наоборот (рис. 3.160).
Рис. 3.160
Инструмент. Отвертка и торцевой ключ 5—10 мм.
4. Начальная точка перемещения рейки управления назад и максимальная регуляторная скорость изменяется при повороте стопор¬ного винта кулачка эксцентрикового вала (рис. 3.161).
Инструмент. Отвертка и торцевой ключ
5 “10 мм.
5. Упор (останов) рейки управления регу-лируется путем поворота упорною винта рейки управления в корпусе регулятора (рис. 3.162).
Инструмент. Отвертка и торцевой ключ
S ^ 8 мм.
6. Рычажная система максимальной пру¬жины регулируется в собранном корпусе peiy- лятора так, чтобы пружина не имела осевого люфта и имела возможность поворачиваться вместе с рычажным механизмом (рис. 3.163).
Рис. 3.163
7. Отрегулируйте положительную коррек¬цию поворотом положительного корректора. Подача топлива увеличивается при ввинчива¬нии положительного корректора в корпус регу¬лятора (рис. 3.164).
Инструмент. Ключ NC 312М.
8. Разберите втулку холостого хода. Отре-гулируйте отрицательный корректор, вращая регулировочный винт отрицательного коррек¬тора. Подача топлива уменьшается при ввин¬чивании винта в направлении к корпусу регу¬лятора (рис. 3.165).
Инструмент. Отвертка.
9. Соберите втулку холостого хода и отре-гулируйте конец автоматического пуска. Регу-лируйте всегда с более высокой скорости (рис. 3.166).
Инструмент. Ключи NC 312М и NC 31IM.
Рис. 3.167
10. Установите стопорную гайку NC 352 или стопорный винт NC 336, или винт NC 337, в соединительный штуцер корректора избы¬точного давления. Рыча!’ управления регулято¬ра находится в положении «Стоп» (рис. 3.167).
Инструмент. Накидной ключ 5=12 мм.
11. Отрегулируйте базовую настройку кор-ректора избыточного давления путем ослабле¬ния гайки в корпусе корректора и поворота поршневого болта (рис. 3.168).
Инструмент. Отвертка и рожковый ключ 5=10 мм.
12. Подключите сжатый воздух к коррек¬тору избыточного давления. Отрегулируйте требуемое давление воздуха и отрегулируйте корректор путем затяжки пружины (рис. 3.169 3.171).
Инструмент. Рожковый и накидной ключи 5= 10 мм.
Рис. 3.170
13. Установите величину подачи холостою хода рычагом управления (насосы, кроме «Mf») (рис. 3.172).
Для насосов типа «Mf» установите подачу холостого хода регулировочным винтом.
14. Установите на место и затяните упор¬ную пробку рейки управления (рис. 3.173).
11роверьте пусковые качества.
Инструмент. Накидной ключ, S 19 мм.
Рис. 3.172
Окончательная сборка топливного насоса
(рис. 3.174, 3.175)
После регулировки топливного насоса за-вершите сборочные операции.
Проверьте герметичность насоса и оплом-бируйте регулировочные детали.
Герметичность проверяйте сжатым возду¬хом под давлением 0,05 МПа в течение 45 с, пог ружая насос в испытательную жидкость.
Примечание. Операции, приведенные вы-ше для шестисекиионного топливного насоса, иден-тичны и для четырехсешионного топливного насо¬са (РР 4Mf).
Рис. 3.176
1. Отвинтите шесть болтов крепления вен-тилятора к шкиву 5 и снимите вентилятор (рис. 3.176).
2. Ослабьте хомут 3 и снимите шланг 6 с грубы 4.
3. Снимите болты крепления ограждения шкива генератора.
4. Отвинтите три болта 2, снимите водяной насос /.
5. Снимите два болта и отсоедините вы¬ходную грубу 4.
6. Отвинтите заглушку и с помощью съем¬ника спрессуйте крыльчатку 7 с вала насоса (рис. 3.177).
7. Снимите уплотнение Я, состоящее из упорного и уплотнительного колеи (рис. 3.178).
8. Отвинтите гайку крепления шкива и с помощью съемника спрессуйте шкив 9 (рис. 3.179).
10
Рис. 3.18»
9. Снимите стопорное кольцо 10 фиксации подшипников (рис. 3.1X0).
10. С помощью молотка и наставки из мяг¬кого металла выбейте вал II вместе с подшип¬никами из корпуса насоса (рис. 3.181).
11. Снимите сальник в сборе.
Примечание. Сборку насоса производите в последовательности, обратной разборке. Ват водя¬ного насоса должен вращаться свободно, без заеда¬ний крыльчатки.
3.9.7. Центробежный масляный фильтр ЦМФ (3.182-3.184)
/
Рис. 3.182
При замене масла в дизеле необходимо очистить от отложений внутренние стенки ста¬кана ротора ЦМФ.
1. Отвинтите гайку 1 и снимите колпак 2 (рис. 3.182).
2. Нанесите метки на стакан и корпус рото¬ра для правильной последующей сборки.
3. Вставьте отвертку между днищем ротора и корпусом ЦМФ, чтобы заблокировать ротор от вращения. Отвинтите гайку 3 и снимите ста¬кан 4 ротора (рис. 3.183).
• извлеките из колпака прижим. ЬФ’Э. кла¬пан перепускной 12 и пружину 11;
• промойте полость колпака и все детали фильтра дизельным топливом;
• замените элемент фильтрующий 13, прокладку 2 (260-1017036) и кольцо 10 (100-4-4-16). клапан ант идренажный 5 (2105- 10120009-ММЗ) и произведите сборку фильтра 245-1017030 в обратном порядке.
Момент затяжки гайки 3 30…40Н-М (3…
4 кге-м).
При установке сборного фильтра на шту¬цер резиновую уплотнительную прокладку 2 смажьте моторным маслом и ввинти те фильтр.
3. Снимите крыльчатку и сетчатый фильтр 5 (рис. 3.184).
Примечание. При последующей сборке смажьте моторным маслом кольцо 6 и выполните операции в последовательности, обратной разборке.
ВНИМАНИЕ! Не перетягивайте гайку 3 (рис. 3.183). Установите стакан ротора точно по ба-лансировочным меткам стакана и корпуса ротора.
Масляный фильтр со сменным
БФЭ для дизелей Д-24552, Д-245.5Б2 и Д-245.4Ш (рис. 3.185)
После 30-часовой обкатки и через каждые 250 ч работы замените БФТ (одновременно с заменой масла в картере дизеля), выполнив следующие операции:
• вывинтите сборный фильтр со штуцера /. используя специальный ключ или другие сред¬ства. и отвинтите гайку 3;
• снимите дно 4 с прокладкой 2 и коль¬цом 10;
• снимите клапан 5, шайбу 6 и пружину 7;
• нажмите на прижим 8. переместите ею внутрь колпака 9 на 3…4 мм и поверните его, совместив выступы прижима с выходными па¬зами колпака;
После касания прокладкой корпуса ЖVI I доверните фильтр еще на 3/4 оборота. Установ¬ку фильтра на корпус производите только уси¬лием рук.
При первоначальной замене используйте фильтрующий элемент 245-1017030. который прикладывается в комплект ЗИП дизеля.
Вместо сборного фильтра 245-1017030 со сменным бумажным фильтрующим элементом 245-1017060 допускается установка фильтр- патронов неразборного типа, имеющих в кон¬струкции антидренажный и перепускной кла¬паны с основными габаритными размерами: -диаметр 95…105 мм: высота 140… 160 мм: посадочная резьба 3/4″ 16UNF.