D245.ru

Устройство и ремонт тракторов

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ СИНХРОНИЗИРОВАННАЯ

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ СИНХРОНИЗИРОВАННАЯ (590/590.2/592.2/592 и серия 900)
Коробка передач 7F + 2R. механическая, синхронизированная. ступенчатая, двухдиапазонная (рис. 4.50). Переключение передач осуществляется с помощью лвух синхронизаторов 13.
КП в сочетании с синхронизированным редуктором (между КП и сцеплением) обеспечивает 14 передач переднего хода и 4 заднего хода.
КП состоит из: механизма передач; редуктора диапазонов; механизма управления.
Коробка передач обеспечивает привод синхронного ВОМ и позволяет осуществлять переключение передач на транспортных работах и других работах с малой нагрузкой без остановки тракторного агрегата.

Рис. 4.50. Коробка передач синхронизированная 7F + 2R:
ось шестерни заднего хода; 2 — штифт: 3 — свергный шт ифг: 4 двухвенцовая шестерня редуктора; 5 — _!.тицевая втулка внутреннего вала привода ВОМ; 6. 9, 58 стакан; 7 стопорное кольцо; 8 шарикоподшипник; 10 промежуточный вал: II первичный вал; 12 шлицевая втулка; 13 — синхронизатор (Зшт.: в редукторе 1 шт.; в КП 2 шт.); 14 игольчатый подшипник; 15 ведомая шестерня редуктора: 16 видка синхронизатора редуктора; 17 пружина и шарик фиксатора; 18 — ведущая шестерня 3-й передачи: 19 зедушая шестерня 2-й передачи: 20 вилка синхронизатора 2-й и 3-й передач; 21 — ведущая шестерня 1-й ередачи и заднего хода; 22 кольцо; 23 роликоподшипник: 24 — вилка синхронизатора 4-й передачи:
25 замковые пластины вилок переключения; 26 — втулка; 27 корпус вилок; 28 пластина фиксаторов вилок переключения; 29 — пружина и шарик: 30 выключатель блокировки запуска дизеля; 31 — кольцо; болт; 33 — поводок; 34 рычаг переключения передач: 35 валик переключения передач; 36 опора; — кронштейн привода ПВМ; 38 — штифт; 39 — упорная шайба; 40 возвратная пружина; 41 маслоза- -)вная пробка; 42 стопорный болт: 43 — пружина фиксатора; 44 шарик фиксатора; 45 рычаг управления вилками переключения; 46 ограничительная пластина: 47 крышка KII; 48 ползуны вилок переключения: 49 прокладка: 50 — регулировочные прокладки; 51 стакан подшипника вторичного вала: 52 прокладка; 53 гайка фиксации ведущей шестерни главной передачи: 54 ведущая шестерня главной ередачи: 55 — вторичный вал; 56 конические роликоподшипники; 57 — ведомая шестерня II ступени ре- дуктора; 59 крыльчатка; 60 — ведущая шестерня II ступени редуктора: 61 внутренний вал ВОМ: ‘2 корпус КП; 63 вилка переключения сту пеней редуктора; 64 ведущая шестерня I ступени редуктора: 5 шайба: 66 крышка корпуса КГ1 (при установке ходоуменыиителя или бокового ВОМ не используется); 67 промежуточная шестерня: 68 — втулка: 69 — ведомая шестерня 2-й передачи; 70 промежуточная шестерня заднего хода; 71 ведомая блочная шестерня 3-й передачи и заднего хода; 72 шестерня промежуточная привода ПВМ: 73* ось шестерни; 74* кольцо; 74а* — конический роликоподшипник; 75* стопорный болт; 76 поводок переключения ступеней редуктора; 77 вилка переключения 1-й передачи и шднего хода; 78** стопорный винт; 79** валик вилки переключения ступеней редуктора; 80 ведущая шестерня I-й передачи и заднего хода; 81 ведомая шестерня 1-й передачи и заднего хода; 82 — шестерня включения ходоуменыиителя; 83 стопорное кольцо; 84 — ват I-й передачи и заднего хода; 85 стопорное кольцо

4.5.1. Схемы силовых потоков в синхронизированной коробке перелач 7F + 2R

на различных перелачах (рис. 4.58)


Схема силовых потоков коробки передач
1 ступень редуктора II ступень редуктора
1 я передача
2 я передача
3- я передача
4- и передача
Включение 4 -и передачи в режиме II ступени рсдуктора заблокировано

4.5.2. Механизм передач

Механизм передач (рис. 4.51) включает: аал первичный 26; вал промежуточный //; вал пониженных передач 19;
шестерни ведущие: 1-й передачи 7, 18; 2-й передачи — 6; 3-й передачи — 4;
шестерни ведомые: 1-й передачи 13, 17; l-ii передачи 16; 3-й передачи 22;
шес терни привода заднего хода 20 и 22.
Крутящий момент с первичного вала 26 с помощью синхронизаторов 5 и через установленные на игольчатых подшипниках / шестерни 7, 6, 4 вала 26 передается шестерням 13, 16, 22, установленным на шлицах промежуточного вала / /. При переходе на задний ход шестерня
18 вводится в зацепление с промежуточной шестерней 20 и шестерней 22.

 

Рис. 4.51. Механизм передач:
/ игольчатый подшипник; 2 стакан; 3 — подшипник: 4 шестерня ведущая 3-й передачи; 5 синхронизатор; 6 шестерня ведущая 2-й передачи: 7 шестерня ведущая 1-й передачи; 8 втулка; 9 роликовый двухрядный подшипник;
10 шайба: II — вал промежуточный; 12, 14, 25 — подшипники; 13 шестерня ведомая 1-й передачи; 15 шестерня привода ходоуменьшителя; 16 шестерня ведомая 2-й передачи; 17, 18, 20- шестерни;
19 ваг пониженных передач; 21 ось; 22 — шестерня ведомая 3-й передачи; 23 — стакан; 24- гайка;
26 вал первичный

4.5.3. Диапазонный редуктор синхронишрованный КП

 

Рис. 4.52. Диапазонный редуктор:
/ вторичный вал: 2, 5. I / подшипник: 3. 14 вту лка; 4, 8, 15, 16 — шестерни; б, К) стакан; 7 регулировочная шайба; 9 гайка: 12 вал внутренний; 13 — опора внутреннего вала

4.5.4. Однорычажное управление коробкой передач

Механизм переключения передач (рис. 4.53, 4.54) состоит из крышки 47 и корпуса вилок 27, включающею в себя вилку синхронизатора 2-й и 3-й передач 20, вилку синхронизатора 4-й передачи 24, поводок переключения ступеней редуктора 76. Вилки и поводок приварены к ползунам 48, которые имеют прорези для рычага управления вилками 45 и шариков фиксаторов 29.
Переключение ступеней редуктора КП осуществляется с помощью поводка 76, валика
79 и вилки 63.
Пользование рычагом переключения передач 34 аналогично описанному ранее (см. раздел 4.4.2).
Выбор требуемой передачи производится согласно схеме переключения (рис. 4.55). При включенной 1 ступени редуктора включаются
1, 2, 3 и IR передачи. Ползун 4-й передачи 4 блокируется.

Рис. 4.53. Однорычажное управление короокой передач (фрагмент рис. 4.50)

При включенной II ступени редуктора включаются I. 2. 3. 4-я и 2R передачи.

I ступень рслуктора

II ступень редуктора

Рис. 4.55. Схема переключения передач синхро-низированной КГ1:


Р ползун поводка переключения ступеней редуктора: 3 ползун вилки 3-й передачи; 4 ползун вилки 4-й передачи

4.5.5. Двухрычажное управление коробкой передач («БЕЛАРУС» 822/922/923)

Механизм управления КГ1 состоит и з меха-низмов переключения передач и переключения диапазонов (рис. 4.56).


Механизм переключения передач смонтирован в корпусе вилок 22, в крышке 3 и корпусе 8.
Включение передач осуществляется вилкой 13 рукоятки переключения передач, через вилку 16, вал 5 и рычаг 19. В корпусе вилок 22 установлены полозки 21 вилки 20.
Для фиксации вилки 20 в нейтральном и включенном положениях служат подпружиненные шариковые фиксаторы 23.
Механизм переключения диапазонов состоит из вилки 12, рукоятки переключения диапазонов, рычага 9, трубы 6 и рычага 18, установленных в крышке 3 и корпусе 8 и деталей, установленных в корпусе коробки передач. Переключение диапазонов осуществляется путем переключения скользящей шестерни. Для исключения вибрации рычага диапазонов установлена пружина 11.
4.5.6. Синхронизаторы
Синхронизатор (рис. 4.57) состоит из двух конусных колец /. каретки 2, шести фиксаторов 3 с пружинами 4 и шести пальцев 5.


При включении передачи каретка 2 синхронизатора передвигается из нейтрального положения в сторону шестерни включаемой передачи. При этом пальцы фиксаторов 3 сдвигают конусные кольца /. которые соприкасаются с поверхностью конуса на включаемой шестерне, свободно сидящей на валу. Под действием трения между конусными поверхностями шестерни и синхронизатора, кольца / последнего про-ворачиваются до упора блокировочных пальцев 5 в каретку 2. При этом блокировочные фаски пальцев и каретки соприкасаются, обеспечивая выравнивание угловых скоростей ведущих и
ведомых деталей коробки передач.

После выравнивания угловых скоростей конусное кольцо / синхронизатора проворачивается. происходит разблокировка и карегка 2, преодолевая усилие фиксаторов 3, входит в зацепление со шлицевым венцом шестерни, включая передачу.
Перемещение кареток синхронизаторов осуществляется с помощью вилок 6, 7.

 

4.5.7. Возможные неисправности КП и способы их устранения

Признаки и причнны неисправности Способ устранения
Шумное переключение передач
Неполное выключение муфты сцепления (муфта ведет) Отрегулируйте муфту сцепления
Износ конусных поверхностей синхронизато­ров и шестерен Замените изношенные детали

 

Повышенный шум

Недостаток масла в трансмиссии Долейте масло
Износ или разрушение подшипников и других деталей трансмиссии Замените подшипники и другие элементы