Обращаем внимание на распределитель трактора в случае утечек масла из-за износа золотников,
неплотного прилегания перепускного и предохранительного клапанов. Давление подключения автоматов возврата золотников или предохранительного клапана должно
иметь определенное значение. Для осмотра выкручивают пробки-заглушки из корпуса распределителя и подсоединяют нагнетательный рукав (вход)
прибора к полости подъема, а сливной рукав к полости опускания как показано на рис. 2.9.1.
Рис. 2.9.1. Определение технического состояния распределителя трактора МТЗ с помощью прибора КИ-5473:
1 — прибор; 2 — бак гидросистемы; 3 — отметки
Вход устройства КИ-5473 подключают к нагнетательному трубопроводу (отметка «П»), а выход — к сливному (отметка «0») трубопроводу распределителя.
После такого подключения, переведя рукоятку любого золотника распределителя в положение «Подъем», масло, подаваемое насосом в полном объеме
(кроме утечек внутри распределителя), идет через диагностирующее устройство. Далее оно течет в нижнюю крышку распределителя,
а затем в бак гидросистемы. При рабочем распределителе, объем масла, который проходит через него (один из золотников находится в положении «Подъем»),
должен находится в соответствии с измеренной производительности насоса. Для измерения объема масла, который пропускает через себя распределитель трактора,
и обнаружения возможных утечек в его сопряжениях, запускают двигатель и устанавливают номинальную частоту вращения коленвала.
Поворачивая ручку диагностирующего устройства КИ-5473, имеем противодавление по манометру, а по шкале лимба и указателю отмеряем
объем масла, проходящего через КИ-5473. Показатели сравнивают с величиной допустимых утечек масла по нижеприведенной таблице.
Основные показатели распределителя Р75-ЗЗР гидросистемы навески трактора МТЗ-80, справочные данные
Давление срабатывания, МПа:
автомата золотника
12,5—13,5
предохранительного клапана
15,5—16,0
Допустимые утечки масла, л/мин
5,0
При незначительных утечках масла в распределителе, механики иногда пытаются экономить и меняют только один перепускной клапан.
Этого делать не рекомендуется, так как истирается не только конусная (запорная) часть клапана, но и его седло.
Ведь износ острых кромок седла клапана обычно происходит неравномерно, а значит полная герметичность сопряжения при установке нового перепускного
клапана все равно не обеспечивается. При обильной течи масла, распределитель нужно снять с трактора и отправить на ремонт.
При незначительных утечках масла в распределителе, не превышающих нормы, проверку распределителя продолжают.
Одним из этапов проверки является определение давления срабатывания автоматов возврата золотников.
Проводят это следующим образом: заводят двигатель и устанавливают среднюю частоту
вращения коленвала. Ручку прибора устанавливают в положение «Открыто», а тестируемый золотник — в положение «Подъем».
Вращая ручку, получают давление в сливной магистрали и смотрят на показания манометра прибора.
Дойдя до определенного значения давления, ручка золотника должна вернуться в нейтральную позицию.
Наибольшее давление, отмеченное по манометру в момент возврата рукоятки золотника в нейтральное
положение, принимается за давление срабатывания автомата.
Давление включения автоматов других золотников распределителя смотрят, не меняя рукава прибора. Рукоятку золотника, к каналам которого подключен прибор,
при этом закрепляют в позиции «Подъем», а ручку тестируемого золотника подключают в это положение и слегка поддерживают с помощи руки.
Прибором подают давление до момента четкого срабатывания второго золотника. Такую же процедуру осуществляют при тесте автомата третьего золотника.
Давление подключения автоматов золотников должно быть в пределах 12,5—13,5 МПа. При давлении выше или ниже, распределитель нужно снять с
трактора для проверки и регулировки уже на стенде (см. рис. 2.9.2) или для отправки в ремонт.
Рис. 2.9.2. Тестирование распределителя трактора МТЗ на стенде КИ-4815М:
1 — распределитель; 2 — манометр; 3 — счетчик жидкости; 4 — дроссель; 5 — сливной трубопровод
Если автоматы золотников находятся в рабочем состоянии, на заключительном этапе проверки работоспособности распределителя определяют
давление, при котором срабатывает предохранительный клапан. Для этого выводим дигатель на максимальную частоту вращения коленала и переключаем
ручку золотника распределителя в позицию «Подъем» (рекомендуется перевести ручку выносного цилиндра, чтобы не поднимать поддомкраченную технику).
Фиксируя ручку с помощью руки, постепенно уменьшают течение масла через прибор до полного прекращения. После полного перекрытия течения масла,
отмечают показание манометра, которое отражает реальную величину давления срабатывания предохранительного клапана.
Если давление включения не находится в пределах 15,5—16 МПа, клапан нужно регулировать, а распределитель при этом можно и не снимать.
Выкручивают и отделяют колпачок предохранительного клапана, припускают контргайку и винтом корректируют давление.
Ручка золотника стопорится в режиме «Подъем», а напор масла закрыт прибором.
При малых утечках масла через перепускной и предохранительный клапаны, через стык золотник — корпус, а
также при нерегулируемом предохранительном клапане или поломках автоматов золотников, распределитель демонтируют с трактора для последующего ремонта.
Распределитель рекомендуется разбирать на специальном приспособлении. Вначале снимают ручки управления и пластины пыльников с верхней крышки, затем
снимают пыльники и уплотнительные кольца. Далее вытаскивают сферические рычаги управления золотниками. Отделяют верхнюю и нижнюю крышки,
помечают и вытаскивают золотники из корпуса, разделяют предохранительный и перепускной клапаны. В конце разборки распределителя седло перепускного
клапана выдавливают из корпуса специальной оправкой (см. рис. 2.9.3), а гнездо предохранительного — специальным ключом (рис. 2.9.4).
На конусной поверхности перепускного клапана в том месте, где она соприкасается с кромкой седла, часто появляются следы износа,
которые объясняют утрату герметичности стыка, а значит происходит значительная потеря масла. В таком случае, эту конусную поверхность клапана можно
восстановить шлифовкой с помощью шлифовального устройства под углом 45°. Можно проточить конусную поверхность клапана в центрах токарного
станка (как на рис. 2.9.5). После такой обработки требуется шлифовка мелкой наждачной бумагой. Торцовую поверхность седла клапана в этом случае так же
шлифуют на плоскошлифовальном станке (рис. 2.9.6) или протачивают на токарном станке в разрезной оправке. Внутреннее отверстие седла
и его торцовая часть должны четко образовывать острую кромку. После всех обработок седло размагничивают.
Рис. 2.9.3. Как выпрессовать седло перепускного клапана трактора МТЗ:
1 — ступенчатая оправка
Рис. 2.9.4. Выворачивание гнезда предохранительного клапана трактора МТЗ:
1 — специальный ключ
Рис. 2.9.5. Проточка конусной поверхности клапана трактора МТЗ:
1 — клапан
Рис. 2.9.6. Как отшлифовать седло перепускного клапана и гнездо предохранительного клапана трактора МТЗ:
1 — седло;
2 — гнездо