D245.ru

Устройство и ремонт тракторов

Разборка и ремонт вала ВОМ трактора МТЗ-80

При обнаружении заедания рычага управления валом отбора мощности, при тяжелом и затруднительным управлении поводком муфты переключения на
независимый или синхронный привод следует обратить внимание на механизм усиления (стакана пружины) и кулачковую муфту переключения. Вероятнее всего она
выработала свой ресурс, пришла в негодность.
Для окончательного выяснения всех обстоятельств механизм усиления снимают и, разбирают стакан пружины как на рисунке 2.8.20.

Разборку стакана нужно проводить в определенной последовательности. Сначала устанавливают рычаг управления валом отбора мощности
(далее просто ВОМ) в позицию, когда происходит совмещение технологических отверстий в рычаге 5 валика переключения и заднем мосту,
и закручивают в них установочный болт 1. Затем ослабляют контргайку 3, закручивают регулировочный болт 2 до упора в рычаг 5 валика переключения
и стопорный болт 4 в стакан пружины. Фиксируя стакан рукой, плавно выкручивают регулировочный болт 2.
Проверяем, насколько четко зафиксирован стакан с корпусом. Только после этого снимают стакан в сборе. На завершающем этапе сжимают струбциной и
выкручмвают стопорный болт 4. Необходимые узлы, части заменяют. Для обратной сборки также применяют струбцину либо другое опрессовочное приспособление.

Рис. 2.8.20. Снятие стакана пружины механизма усиления в сборе трактора МТЗ:
1 — установочный болт; 2 — регулировочный болт; 3 — контргайка; 4 — стопорный болт; 5 — рычаг валика переключения

При поломке кулачковой муфты переключения нужно отключить коробку передач от заднего моста и заменить необходимые детали.

Если при отключении ВОМ хвостовик вала все еще крутится, значит имеем неотрегулированные тормозные ленты, либо произошел их износ.

Рассмотрим настройку натяжения тормозных лент и рычага управления ВОМ. Предварительно снимают крышку люка (рис. 2.8.21)
и заворачивают до упора регулировочные болты (рис. 2.8.22).
Далее закручивают установочный болт 5 (рис. 2.8.23) в рычаг 6 и корпус моста 7 и отделяют механизм сервоусиления в сборе.

На следующем этапе отделяют тягу от рычага управления ВОМ. Выкручивают болты 8 до того состояния, когда хвостовик ВОМ от усилия руки проворачивается
без труда. Затем снова соединяют тягу с рычагом управления и если нужно, проворачивая вилку регулируют ее длину и устанавливают механизм сервоусиления.

Для того, чтобы снять ВОМ с трактора, выкручивают стягивающие болты задней крышки и выпрессовывают ВОМ целиком в сборе
технологическими болтами (рис. 2.8.24). После этого скидывают тормозные ленты (рис. 2.8.25) и измеряют их толщину.
Ленты меняют на новые при толщине меньше 2,5 мм.

Рис. 2.8.21. Снятие крышки люка регулировки натяжения тормозных лент ВОМ трактора МТЗ:
1 — люк;
2 — болт

Рис. 2.8.22. Регулировочные болты тормозных лент ВОМ трактора МТЗ:
1 — регулировочные болты;
2 — корпус заднего моста

Рис. 2.8.23. Схема регулировки тормозных лент, рычага управления заднего ВОМ и снятия механизма сервоусиления трактора МТЗ:
1 — стопорный болт;
2 — стакан;
3 — контргайка;
4, 8 — регулировочные болты;
5 — установочный болт;
6 — рычаг;
7 — корпус заднего моста

Рис. 2.8.24. Спрессовка BOM в сборе трактора МТЗ:
1 — крышка;
2 — болт;
3 — технологический болт

Рис. 2.8.25. Снятие тормозных лент трактора МТЗ:
1 — тормозные ленты;
2 — крышка

При возникновении гула, который возрастает с увеличением передаваемого крутящего момента и появлении подтеков от смазки на задней
крышке, проверьте, не сточились ли шлицы вала, возможно износились детали планетарного редуктора, и манжеты могли либо порваться, либо потерять
упругость.

ВОМ в таком случае снимают с трактора. Для его проверки заднюю крышку зажимают в тисках. Проворачивая хвостовик,
обращают внимание на зубья шестерен и с помощью руки диагностируют передвижение хвостовика вала в подшипниках.
Если обнкружились сколы на зубьях или перемещения в сопряжениях отдельных деталей достаточно большие, есть заедание вала —
ВОМ трактора нужно перебрать с заменой неисправных деталей (рис. 2.8.26).

Рис. 2.8.26. Взаимное расположение деталей заднего BOM трактора МТЗ, запчасти:
1 — плита; 2 — крышка ВОМ; 3 — прокладка; 4 — оси; 5 — вал заднего ВОМ; 6, 8, 15, 18 — подшипники; 7 — тормозные ленты с накладками;
9 — втулка; 10 — барабан; 11 — солнечная шестерня; 12 — водило; 13 — сателлит; 14 — ось сателлита; 16 — шестерня коромысла; 17 — стакан;
19 — стопорные кольца; 20 — вал; 21 — муфта; 22 — кожух ВОМ

Водило планетарного редуктора (рис. 2.8.27, 2.8.28) подлежит замене в следующих случаях: при стачивании отверстий под
оси сателлитов более 20,2 мм; выработке поверхностей под тормозную ленту до размера менее 158,0 мм.

Оси сателлитов (рис. 2.8.29) нужно менять при истирании поверхностей под игольчатые подшипники до размера менее 19,92 мм;
барабан включения (рис. 2.8.30, 2.8.31) нужно менять при истирании поверхности под тормозную ленту до размера менее 159,0 мм и выработке посадочного места
под наружную обойму подшипника 209 более 85,12 мм; вал планетарного редуктора нужно менять, если посадочные места стали менее 39,96 мм
под подшипник 208, менее 49,97 мм под подшипник 310, менее 44,96 мм под подшипник 209.

При выявлении течи масла в районе манжет у демонтированного ВОМ осмотривают прокладки между задним мостом и крышкой.
При необходимости прокладки меняют.

Обнаружение течи масла из-под хвостовика ВОМ. Меняют манжеты. Вначале откручивают гайку хвостовика, снимают тормозные ленты.
Затем спрессовывают водило в сборе с подшипником и барабан включения в сборе. Далее извлекают стопорное кольцо, выпрессовывают вал из крышки.
Основные этапы пересборки и регулировки заднего моста и ВОМ изображены на рис. 2.8.32—2.8.44.

Рис. 2.8.27. Спрессовка водила в сборе трактора МТЗ:
1 — водило;
2 — крышка ВОМ;
3 — съемник

Рис. 2.8.28. Запрессовка водила в сборе трактора МТЗ:
1 — водило;
2 — съемник

Рис. 2.8.29. Снятие сателлитов и осей сателлитов трактора МТЗ:
1 — водило;
2 — сателлит;
3 — ось сателлита

Рис, 2.8.30. Спрессовка барабана включения трактора МТЗ:
1 — крышка;
2 — барабан;
3 — трехлапчатый съемник

Рис. 2.8.31. Запрессовка барабана включения трактора МТЗ:
1 — крышка;
2 — барабан;
3 — съемник

Рис. 2.8.32. Снятие кулачковой муфты трактора МТЗ:
1 — кулачковая муфта;
2 — поводок;
3 — дифференциал;
4 — корпус заднего моста

Рис. 2.8.33. Выкручивание установочного винта подшипника вала коронной шестерни трактора МТЗ:
1 — установочный винт;
2 — вал;
3 — корпус заднего моста

Рис. 2.8.34. Снятие стопорного кольца подшипника коронной шестерни с вала трактора МТЗ:
1 — стопорное кольцо;
2 — подшипник;
3 — коронная шестерня

Рис. 2.8.35. Спрессовка стакана с подшипником коронной шестерни с вала трактора МТЗ:
1 — коронная шестерня;
2 — выколотка

Рис. 2.8.36. Извлечение стопорного кольца подшипника коронной шестерни из стакана трактора МТЗ:
1 — стопорное кольцо;
2 — подшипник;
3 — стакан

Рис. 2.8.37. Запрессовка подшипника в стакан трактора МТЗ:
1 — подшипник;
2 — стакан;
3 — ступенчатая наставка

Рис. 2.8.38. Запрессовка стакана с подшипником коронной шестерни на вал трактора МТЗ:
1 — коронная шестерня;
2 — вал коронной шестерни;
3 — кольцевой захват

Рис. 2.8.39. Установка вала коронной шестерни в корпус заднего моста трактора МТЗ:
1 — отверстия под установочный винт;
2 — корпус заднего моста;
3 — коронная шестерня

Рис. 2.8.40. Установка регулировочных прокладок для регулировки подшипников дифференциала трактора МТЗ:
1 — регулировочные прокладки;
2 — стакан подшипника

Рис. 2.8.41. Проверка бокового зазора в зубьях шестерен главной передачи трактора МТЗ:
1 — ведомая шестерня главной передачи;
2 — индикатор

Рис. 2.8.42. Проверка осевого зазора в конических подшипниках дифференциала трактора МТЗ:
1 — ведомая шестерня главной передачи;
2 — индикатор

Рис. 2.8.43. Снятие стопорного кольца подшипника барабана включения трактора МТЗ:
1 — стопорное кольцо;
2 — подшипник;
3 — барабан

Рис. 2.8.44. Выпрессовка подшипника из барабана включения трактора МТЗ:
1 — подшипник;
2 — барабан;
3 — инерционный съемник