D245.ru

Устройство и ремонт тракторов

Компрессор трактора МТЗ-80

Пропало давление воздуха в пневмосистеме трактора. Весьма неприятный момент. Давайте разбираться. Отчего такое могло произойти?
Очевидно, что произошло нарушение герметичности клапанов компрессора либо происходит проскальзывание приводных ремней на шкиве.

Далее что приходит в голову — увеличить натяжение ремней. Подтягиваем. Если не получилось восстановить рабочее давление в пневмосистеме,
проверяем систему на предмет утечки воздуха. Если утечки не выявились, нужно снять компрессор с двигателя, разобрать его и оценить состояние его элементов.

Как снять компрессор на тракторе. Последовательность следующая: отсоединяем всасывающий, нагнетательный и масляный трубопроводы (см. рис. 2.1.80),
далее откручиваем три гайки и болт крепления (см. рис. 2.1.81).

Чтобы оценить рабочее состояние клапанов компрессора откручиваем штуцер и пробку, вытаскиваем корпус и пружину клапана (рис. 2.1.82, 2.1.83).

Рис. 2.1.80. Как отсоединенить трубопроводы компрессора трактора МТЗ:
1 — нагнетательный трубопровод;
2 — всасывающий трубопровод

Рис. 2.1.81. Как отсоединенить компрессор трактора МТЗ от двигателя, запчасти :
1 — компрессор;
2 — дизель;
3 — гайка

Рис. 2.1.82. Извлечение корпуса клапана из головки цилиндра компрессора МТЗ, запчасти :
1 — корпус клапана;
2 — головка цилиндра компрессора

Рис. 2.1.83. Извлечение пружины клапана из головки цилиндра компрессора МТЗ:
1 — пружина клапана;
2 — головка цилиндра компрессора

Разумеется, что выработавшие свой ресурс или сильно деформированные клапаны подлежат замене.
Клапаны, имеющую двустороннюю шлифованную поверхность, можно просто перевернуть.
Новые клапаны нужно притереть, а далее поверхности тщательно промывают в керосине или солярке. По необходимости меняйте пружины клапанов.

Так же низкое давление в пневмосистеме трактора может может быть из-за выхода из строя элементов цилиндропоршневой группы компрессора (см. на рис. 2.1.84).
Как определить это определить? Одним из признаков падения давления является повышенное содержание масла в конденсате. Это возникает из-за износа
поршневых колец и уплотнений коленвала. Если слышатся стуки по ходу траектории движения поршня, то он определенно изношен.
Если стуки в зоне коленвала трактора, то изношены биметаллические вкладыши шатунного подшипника, либо вышел из строя игольчатый подшипник шейки коленвала.

Рис. 2.1.84. Компрессор трактора МТЗ (она же схема), запчасти:
а — общий вид; б — взаимное расположение деталей;
1 — картер; 2, 4 — прокладки; 3 — цилиндр; 5 — головка цилиндра; 6 — седло клапана; 7 — дружина клапана; 8 — корпус клапана; 9 — пробка;
10 — крышка; И — маслопровод; 12 — ось; 13 — втулка; 14 — шестерня; 15 — коленчатый вал; 16 — вкладыш шатуна; 17 — крышка шатуна;
18 — подшипник; 19 — шатун; 20 — втулка; 21 — палец; 22 — поршень; 23 — маслосъемные кольца; 24 — компрессионные кольца; 25 — специальный болт

Чтобы устранить все эти недостатки, возникшие в ходе работы, компрессор разбирают как на рис. 2.1.85—2.1.88.
Далее внимательно осматривают все узлы и детали.

Рис. 2.1.85. Как снять цилиндр компрессора трактора МТЗ:
1 — цилиндр;
2 — гайка

Рис. 2.1.86. Как снять поршневое кольцо трактора МТЗ:
1 — поршневое кольцо;
2 — поршень

Рис. 2.1.87. Как снять стопорное кольцо поршневого пальца трактора МТЗ

Рис. 2.1.88. Как выпрессовать поршневой палец компрессора МТЗ:
1 — поршень;
2 — шток гидропресса

Внутренний диаметр цилиндра (предел 72,00— 72,03 мм) измеряем индикаторным нутромером,
а с помощью микрометра определяем, находится ли наружный диаметр юбки поршня в пределах
71,86—71,89 мм. Это все для компрессора марки А-29.01.000.

Зазор в замке кольца в цилиндре должен быть не более 1,2 мм. Торцевой зазор между поршневым кольцом и канавкой поршня должен не превышать 0,4 мм.
Если вы обнаружили большое отклонение от положения равновесия верхней головки шатуна в плоскости, параллельной оси коленчатого вала —
нужно менять шатунный подшипник.

Как заменить шатунный подшипник с неразъемной нижней головкой шатуна? Делается это по рисункам 2.1.89—2.1.95. Когда нужно произвести замену
узлов механизма привода, снимают рычаг и выпрессовывают ось привода (см. рис. 2.1.96, 2.1.97).

В процессе сборки устанавливают цилиндр на корпус картера и затягивают головку специальным динамометрическим ключом до показания 12—17 Н·м
в два захода.

Рис. 2.1.89. Открутить болты крепления крышки компрессора МТЗ

Рис. 2.1.90. Снять крышку компрессора МТЗ

Рис. 2.1.91. Выдавливание кривошипно-шатунного механизма из корпуса МТЗ

Рис. 2.1.92. Опрессовка подшипников коленчатого вала МТЗ

Рис. 2.1.93. Снять стопорное кольцо компрессора МТЗ;
1 — стопорное кольцо;
2 — коленчатый вал

Рис. 2.1.94. Снять шатун коипрессора МТЗ:
1 — шатун;
2 — коленчатый вал

Рис. 2.1.95. Снять игольчатый подшипник с коленчатого вала МТЗ:
1 — игольчатый подшипник;
2 — коленчатый вал

Рис. 2.1.96. Снять рычаг включения привода МТЗ

Рис. 2.1.97. Выпрессовка оси привода компрессора МТЗ:
1 — фиксатор;
2 — ось привода