Основными деталями кривошипно-шатун¬ного механизма являются: коленчатый вал 2 с противовесами 3 (для дизелей Д-243, Д-245) или коленчатый вал 2а без противовесов (для ди¬зелей Д-242, Д-244); поршни 4 с поршневыми кольцами 5 и пальцами 6\ шату ны 7; коренные 9 и шатунные 12 подшипники; маховик 8.
Коленчатый вал 2 или 2а стальной, име¬ет пять коренных и четыре шатунных шейки, подвергнутые индукционной закалке для повы¬шения прочности и износостойкости. В шатун¬ных шейках вала имеются полости для дополни¬тельной центробежной очистки масла. Полости шеек закрыты резьбовыми заглушками 10.
Осевое усилие коленчатого вала воспри¬нимается четырьмя полукольцами 13, усынов¬ленными в расточках блока цилиндров и крышки 5-го коренного подшипника. Противо¬весы 3 устанавливаются на 1, 4, 5 и 8-й щеках коленчатого вала. На передний конец вала ус¬танавливаются шестерня 14 коленчатого вала, шестерня 15 привода масляного насоса и шкив
1 привода водяного насоса и генератора. На заднем фланце вала крепится маховик 8.
Коленчатые валы могут изготовляться и устанавливаться на дизеле двух производст¬венных размеров (номиналов) 1Н и 2Н (табл. 2.2). Коленчатый вал с шатунными и ко¬ренными шейками 2Н имеет на первой щеке дополнительную маркировку: 2К — коренные шейки 2-го номинала; 2Ш шатунные шейки 2-го номинала; 2КШ — шатунные и коренные шейки 2-го номинала.
Чтобы продлить срок службы коленчатого вала при их износе выше допустимого предела, рекомендуется перешлифовывать шейки на ре-монтные размеры (табл. 2.3). Для получения желаемого зазора в подшипниках необходимо устанавливать ремонтные вкладыши, соответ-ствующие ремонтным размерам шеек.
2.2. Производственные размеры шеек коленчатого вала
Обозначение номинала Диаметр шейки вата, мм Ширина 5-й коренной
вкладышей коренной шатунной шейки, мм
1Н 75.25 « 45+о.ю
2Н 75.00:”;“? 68.00.Х 45*0.10
Д-242/244
Д-243/245/245.5
/- / т
12 II 10 9
Рис. 2.7. Кривошиино-шягунный механик:
/ — шкив; 2 коленчатый вал (Д-243/245); 2а коленчатый вал <Д-242/244); 3 противовес; 4 - поршень;
5 - поршневые кольца: 6 - поршневой палец; 7 шатун; 8 маховик: 9 - 5-й коренной вкладыш; 10 - резь¬бовая заглушка; II - крышка шатуна; 12 шатунный вкладыш; 13 - полукольца; 14 - шестерня коленчато¬го вала; 15 шестерня привода масляного насоса
2.3. Ремонтные размеры шеек коленчатого вала
Обозначение но¬ Диаметр шейки вала, мм Ширина 5-й
минала вкладышей коренной шатунный коренной шейки, мм
Р1 74 5 ~°‘80
' -0.95 s-j г 0.80
0 ‘ _ о,95 45,2 10
Р2 74 о 0’*0 ' MV-0.95 67,5-°0£ 45,4+flJ0
РЗ 73 5-0'”
• -S-* -0.95 66,51°0;“ 45,6f 0,10
Р4 73 0“ *°
• 0.95 66,0.™ 45,8ИМ0
Примечание. Толщина упорного кольца, мм: 4 (Н):4.1 {Р1); 4.2 (Р2); 4.3 (РЗ); 4.4 (Р4).
Шатун (рис. 2.8) изготовлен из хромистой .тали, кованый, двутаврового сечения. В верх¬нюю головку шатуна запрессована биметалли¬ческая (сталь-бронза) втулка 1. Для смазки поршневого пальца в верхней головке шатуна и втулке имеется отверстие.
Нижняя головка шатуна имеет горизон- тальный разъем с крышкой 5. Растачивание по¬стели под сталеалюминиевые вкладыши 4 про¬изводится в сборе с крышкой. Замена крышек латуна НЕ ДОПУСКАЕТСЯ.
Рис. 2.8. Шату нный узел:
I - биметаллическая втулка; 2 - шатун;
3 - болт шатуна;
4 - шату нные вкладыши;
5 - крышка шатуна;
6 шайба; 7 гайка
Шатун 2 и крышка 5 имеют на боковых торцах одинаковую цифровую маркировку для правильной сборки. Кроме того, на торце верх¬ней головки шатуна имеется маркировка весо¬вой группы. Дизели должны быть укомплекто¬ваны шатунами одной весовой группы.
Поршень / (рис. 2.9) изготовлен из алю-миниевого сплава. В днище поршня имеется тороидальная камера сгорания 6. В верхней части поршень имеет четыре канавки под поршневые кольца.
Верхнее компрессионное кольцо 2 покрыто хромом и имеет бочкообразную форму. Верх¬нее компрессионное кольцо 2а дизелей Д-245/Д-245.5 и всех сертифицированных ди¬зелей покрыто хромом и имеет трапецеидаль¬ную форму. Кольцо 2а установлено в канавке специальной вставки 7 из износостойкого чу¬гуна. залитой в тело поршня. Второе и третье компрессионные кольца 3. 4 поршня / дизелей Д-242, Д-243/Д-244 имеют конусную форму рабочей поверхности («минутного» типа). Эти кольца имеют маркировку «ВЕРХ» на торцовой поверхности у замка, которая при установке колец должна быть обращена к днишу поршня.
II р и меч анис. Дтя дизелей Д-245/Д-245.5 все три’ компрессионных кольца поршня 1а имеют маркировку «ВЕРХ».
Поршни сертифицированных дизелей имеют два компрессионных кольца (комплект состоит из трех колец).
2.4. Маркировка поршней
Маркировка группы Диаметр юбки поршня, мм
Б (Большая) 1 10 0-06 1 1 u -0.0*
С (Средняя) 1 10 ‘’,0* 1 0.10
М (Малая) 1 10 0-10 1 1 и -0.12
Маслосъемное кольцо 5 коробчатого типа с расширителем имеет маркировку "ВЕРХ" на торцовой поверхности, обращенной к днищу поршня. Кольцо имеет хромистое покрытие для повышения износостойкости.
Поршни но наружному диаметру юбки классифицируют на три размерные группы (Б. С, М), которые маркируются на днище поршня
8 (см. табл. 2.4).
Рис. 2.10.
I шатун: 2 поршень;
3 - поршневой палец;
4 стопорное кольцо
Поршневой палец 3 плавающего типа, по¬лый, изготовлен из хромоникелевой стали (рис. 2.10). Осевое перемещение пальца 3 в бо¬бышках поршня 2 ограничивается двумя сто¬порными кольцами 4. Геометрические размеры сопряжений пальца 3 с отверстиями в бобыш¬ках поршня 2 и втулке верхней головки шатуна / приведены в табл. 2.5.
2.5. Геометрические рагмерм сопряжений поршневою пальца с отверстиями
Диаметр Значение, мм
Отверстий в бобышках 38+0.01
поршня
Отверстия во втулке верхней головки шатуна ■JO *0.03
Поршневого пальца (на-ружный) 38.о,ооб
Примечание. В комплект на каждый дизель подбирайте поршни, шатуны и поршневые пальцы одинаковой весовой группы. Разновес шатунов в сборе с поршнями не должен превышать 30 г.