D245.ru

Устройство и ремонт тракторов

СЕМЕЙСТВО ДИЗЕЛЕЙ С ЕСТЕСТВЕННЫМ ВСАСЫВАНИЕМ


Базовая модель дизеля Д-243 и его модификации Д-242/Д-2425/Д-2435/Д-244/Д-2445 являются четырехтактными, четырехцилиндровыми. вертикальными, рядными с естественным всасыванием, непосредственным впрыском топлива, водяным охлаждением и стартерным пуском

Дизели с запуском от пускового двигателя имеют индекс «Л», на пример, Д-242Л/Д-243Л/Д-244Л.
Дизели Д-242/Д-242Б/Д-244/Д-2445 отличаются от базовой модели Д-243 мощностными и скоростными характеристиками (см. табл. 1.4), конструкцией впускного тракта, коленчатым валом (не имеет противовесов), регулировкой топливного насоса, вентилятором и шкивом коленчатого вала.
Дизели Д-2425/Д-2435/Д-2445 отвечают требованиям международных стандартов по нормам выброса вредных веществ и дымности.

Обозначения на рисунке:
2.2. Дизель Д-245.5:
1 — впускной коллектор; 2 — патрубок выпускного коллектора; 3 бачок ‘)ФП; 4 патрубок впускного кол¬лектора; 5 воздухопровод пневмокорректора (НДК); 6 фильтр тонкой очистки топлива; 7 пневматиче¬ский противодымпый корректор (НДК); 7а рычаг управления подачей топлива топливного насоса (в на¬стоящее время дизели комплектуются топливными насосами с двумя рычагами управления); 8 турбоком¬прессор (ТКР); V маслопровод смазки ТКР; 10 маслопровод слива масла из ТКР; II патрубок; 12 вы¬пускной коллектор; 13 — воздухоочиститель

Дизель Д-243 Минского моторного завода — один из наиболее распространенных и популярных двигателей в России. Хотя ничего удивительного здесь нет — этот мотор ставился и ставится на самые массовые тракторы МТЗ-80/82. Сегодня двигатель выпускается в нескольких модификациях, об одной из которых — Д-243-654 — рассказано в этой статье.

Характеристики и особенности двигателя
В 1974 году началась история легендарных тракторов МТЗ-80/82, которые успешно выпускаются в Минске и по сей день. Новый на то время трактор оснащался и новым силовым агрегатом производства Минского моторного завода (ММЗ) — 80-сильным дизелем Д-240. В дальнейшем на МТЗ-80/82 стали устанавливаться двигатели Д-243, которые все еще остаются основным силовым агрегатом минских тракторов.

Сегодня ММЗ предлагает целое семейство двигателей Д-243, которые отличаются от базовой модели комплектацией, используемыми агрегатами и, как следствие, имеют различные технические и эксплуатационные характеристики. Одной из последних модификаций стала Д-243-654, о которой нужно рассказать более подробно.

Двигатель Д-243-654 создан на основе модификации Д-243-91, по основным характеристикам обе модификации аналогичны (отличие заключаются только в марке топливного насоса). Это рядный четырехцилиндровый двигатель классической конструкции (вертикальное расположение цилиндров, верхнее расположение распредвала и т.д.), он развивает мощность 81 л.с. и крутящий момент до 258 Н·м. Мотор соответствует нормам экологического класса «Евро-2».

Заявленный производителем моторесурс двигателя до капитального ремонта — 10 000 часов.

Комплектация двигателя Д-243-654 и его отличия от базовой модели
Дизельный двигатель Д-243-654 имеет ряд отличительных черт:

• Без турбокомпрессора;
• Комплектуется ТНВД Motorpal (Чехия).

На большинстве дизелей линейки Д-243 применяется ТНВД серии 4УТНИ производства НЗТА (Ногинского завода топливной аппаратуры), однако на модификации Д-243-654 используется более совершенный насос Motorpal (Чешская Республика), собранный на заводе РААЗ (Рославльский автоагрегатный завод АМО ЗИЛ, Рославль, Смоленская область). Для монтажа нового насоса базовая модификация силового агрегата подверглась ряду изменений — модернизации привода ТНВД, топливной системы и т.д. В остальном же дизель Д-243-654 аналогичен модели Д-243-91.

Двигатель поставляется в максимальной комплектации, которая содержит:

• ТНВД Motorpal;
• Насос ГУР 10Ж-3-04Л (шестереночный);
• Электрический стартер 24.3708 (БАТЭ) на 12 В, также возможна установка стартера СТ142Н (БАТЭ) на 24 В;
• Генератор Г964.3701-1 или Г964.3701-1-2 («Радиоволна», Гродно) на 14 В, также возможна установка генератора Г994.3701-1 на 28 В;
• Пневматический компрессор А29.05.000-Б3А или А29.05.000-Б (БЗА, Борисовский завод агрегатов);
• Муфта сцепления 240-1005009.

Такая комплектация сводит к минимуму затраты на установку нового двигателя — при монтаже агрегата Д-243-654 на трактор или иную технику нужно устанавливать радиаторы (жидкостной системы охлаждения и охлаждения масла) и необходимое электрооборудование. Обычно все это на тракторе или иной технике уже есть, поэтому замена двигателя не требует приобретения дорогостоящих компонентов.