Рассмотрим признаки неисправностей топливной аппаратуры трактора. Начнем с того, что двигатель не запускается, не развивает
нормальной мощности или работает неустойчиво. Иногда работает с появлением дымного выпуска.
Все эти неисправности возникают из-за нарушением подачи топлива. Вероятны появления воздушных пробок в топливопроводах, головке топливного насоса,
фильтрах. Возможна и сильная выработка плунжерных пар топливного насоса, распылителей форсунок.
Не списываем со счетов и нарушение регулировки топливного насоса или вообще неверную установку его на двигателе.
Появление черного или серого дыма из выхлопной трубы двигателя бывает из-за неполного сгорания топлива, пропуска вспышек в цилиндрах.
Вполне вероятна и ошибка в начале подачи топлива топливным насосом трактора.
Недогорание топлива может объясняться как его избытком, так и недостатком воздушной смеси.
Такое бывает и при использовании низкокачнственного топлива, а так же позднем впрыске топлива в цилиндры двигателя.
Ухудшение работы форсунок проявляется в дымном выпуске, перебоях в работе и уменьшении тяги двигателя.
Проверка форсунок трактора МТЗ. Выводят работу двигателя в такой режим, при котором четко слышны перебои.
Далее поочередно расслабляют накидные гайки фиксации топливопроводов форсунок к штуцерам топливного насоса.
Неизменная частота вращения коленвала после расслабления затяжки гайки сигнализирует о неисправности проверяемой форсунки.
Увеличение времени впрыска топлива, снижение качества его распыления могут возникнуть по следующим причинам: уменьшение
давления подъема иглы форсунки в связи с ослаблением жесткости пружины или появления утечек в связке гильза—плунжер.
При нажиме подъема иглы больше обычного или заклинивании иглы в нижнем положении,
время впрыска и количество доставляемого в цилиндр топлива уменьшатся. Такое, само собой, тоже влияет на пусковые свойства двигателя.
Форсунки снимают и настраивают с помощью прибора КИ-562, КИ-3333 или КИ-15706 на давление впрыска 17,8—18,5 МПа.
Давление впрыска и непроницаемость форсунок можно определить прямо на двигателе трактора. Для этого существует прибор КИ-16301А
и автостетоскоп (рис. 2.1.52).
Рис. 2.1.52. Определение давления впрыска и герметичность форсунки трактора МТЗ:
1 — форсунка; 2 — приспособление КИ-163101А
Предварительно отключают топливопровод высокого давления, и рукояткой обеспечивают принудительный подвод топлива.
Затем прибор подключают к нужной форсунке.
Нужное давление впрыска устанавливают с помощью вращениия винта форсунки. Если оно не изменяется, значит заела игла в корпусе распылителя.
О том, насколько правильно происходит распыление можно судить по характерному щелчку. Его можно услышать при помощи автостетоскопа.
Щелчок слышится только при явной посадке иглы в седло распылителя в тот период, когда завершается впрыск.
Выплеск охлаждающей жидкости из пароотводной трубки радиатора свидетельствует о наличии нарушения уплотнений стакана форсунки, пробое
и трещинах в головке цилиндров.
Стакан форсунки извлекают из головки блока, но вначале нарезают резьбу М24Х2,0 на внутренней поверхности стакана с помощью специнструмента.
Как размещают специнструмент указано ниже на рис. 2.1.53—2.1.55.
Рис. 2.1.53. Откручивание гайки крепления стакана форсунки МТЗ:
1 — ключ; 2 — гайка крепления стакана; 3 — головка цилиндров
Рис. 2.1.54. Нарезка резьбы в стакане форсунки МТЗ:
1 — головка цилиндров; 2 — стакан форсунки; 3 — метчик М24×2,0
Рис. 2.1.55. Выпрессовка стакана форсунки из головки цилиндров МТЗ:
1 — приспособление для выпрессовки стакана форсунки;
2 — стакан форсунки;
3 — головка цилиндров
При затруднительном запуске двигателя есть вероятность попадания в топливо воды. Из-за низкой температурой смеси в конце такта сжатия тоже могут возникнуть такие
осложнения, которые не дают воспламениться топливу.
Но не только эти причины влияют на затрудненный пуск двигателя трактора. Нарушение регулировки угла опережения начала подачи топлива и
выработка плунжерных пар топливного насоса высокого давления тоже могут привести к таким последствиям.
Объем подводимого в цилиндры топлива и правильная работа форсунок зависят от технического состояния плунжерных пар топливного насоса.
Техническое состояние плунжерных пар проверяют прибором КИ-16301А (рис. 2.1.56).
Применение КИ-16301А. Этот прибор подключают к штуцерам насосных секций топливного насоса, заблаговременно отсоединив топливопроводы высокого давления.
При исправной плунжерной паре развиваемое давление должно быть не менее 30 МПа (при прокручивании коленвала двигателя пусковым устройством).
Уплотнения нагнетательного клапана отмечают по времени снижения давления с 15 до 10 МПа. Временной интервал снижения не менее 10 с.
При низких значениях манометра прибора топливный насос подлежит замене (см. рис. 2.1.57, 2.1.58).
Рис. 2.1.56. Проверка технического состояния плунжерных пар и нагнетательных клапанов топливного насоса МТЗ:
1 — приспособление КИ-16301 А;
2 — топливный насос
Рис. 2.1.57. Снятие топливного насоса трактора МТЗ:
1 — топливный насос;
2 — компрессор;
3, 5 — топливопроводы;
4 — тяга управления насосом
Рис. 2.1.58. Как отвернуть болты крепления топливного насоса (вид спереди) МТЗ:
1 — крышка шестерни привода топливного насоса
Возвращаясь к серому и черному дыму из выхлопной трубы: во время работы двигателя трактора без нагрузки (серый дым) и появление дыма черного цвета при
увеличении нагрузки бывает и при поздней подаче топлива в цилиндры.
Работа двигателя, при которой слышны резкие стуки и из выхлопной трубы валит черный дым с увеличением нагрузки
уже происходят при ранней подаче топлива в цилиндры.
Момент, при котором начинается подача топлива секциями и дает представление об угле начала впрыска топлива в цилиндры, является
одним из важных параметров, несомненно влияющих как на мощностные и экономические показатели, так и на пусковые свойства двигателя.
После установки отремонтированного топливного насоса или нового, появляется необходимость настройки угла начала впрыска топлива.
Вначале выкручивают установочный болт-шпильку из отверстия заднего листа двигателя и всовывают до упора в маховик ненарезанной частью в то же отверстие
(см. рис. 2.1.59). Проворачивают коленвал за болт крепления шкива привода вентилятора (рис. 2.1.60) до совмещения установочного
болта-шпильки с отверстием в маховике. Клапаны первого цилиндра в этот момент закрыты. В таком положении коленвала, угол опережения начала подачи топлива,
составляет 26° до верхней мертвой точки.
Моментоскоп КИ-4941 (рис. 2.1.61) ставят на штуцер первой секции топливного насоса. Затем открывают крышку шестерни привода
топливного насоса, разгибают усики стопорной пластины и выкручивают болты крепления фланца привода (кулачкового вала насоса к шестерне (см. рис. 2.1.62).
Затем наступает очередь прокачки системы питания. Берется ручной насос и с его помощью качают до тех пор, пока топливо не пойдет без пузырьков
воздуха из сливной трубки фильтра. Рычаг подачи топлива устанавливают в положение максимальной подачи и несколько раз проворачивают вал топливного насоса
по часовой стрелке до полного наполнения топливом трубки моментоскопа (см. рис. 2.1.63).
Рис. 2.1.59. Установка болта-шпильки трактора МТЗ
Рис. 2.1.60. Как провернуть коленвал двигателя МТЗ
1 — задний лист двигателя;
2 — болт-шпилька
Рис. 2.1.61. Установка моментоскопа:
1 — топливный насос;
2 — моментоскоп
Рис. 2.1.62. Выкручивание болтов крепления фланца привода кулачкового вала насоса:
1 — шлицевой фланец;
2 — стопорная пластина
Рис. 2.1.63. Проворачивание вала топливного насоса
Рис. 2.1.64. Регулировка осевого зазора шестерни привода топливного насоса МТЗ:
1 — регулировочный болт;
2 — контргайка
Затем встряхивают трубку, чтобы удалить из нее часть топлива и плавно проворачивают вал насоса по часовой стрелке до тех пор,
пока не начнет подниматься уровень топлива (мениска) в прозрачной трубке моментоскопа.
Фиксируя ключом болт вала насоса от случайного прокручивания, определяем на шлицевом фланце отверстия, совпадающие с отверстиями шестерни,
вкручиваем болты крепления и далее крепим их стопорной пластиной.
После того, как установлена крышка шестерни привода насоса, делают регулировку осевого зазора шестерни привода топливного насоса болтом 1
(см. рис. 2.1.64). Ослабив контргайку, вкручивают регулировочный болт до конца, а далее откручивают его на пол-оборота и контрят гайкой.