Разборка тормозов
Рабочие тормоза (рис. 4.183. 4.184)
Рис. 4.183. Двухдисковый тормоз
(серии 500, 800. 900):
/ контргайка; 2 сферическая шайба; 3 регулировочный болг; 4 тяги; 5 вилка; 6 пружина: 7 блокировочная планка: 8 педаль правого тормоза: 9 рычаг: 10- кожух; 11 тормозной диск; 12 — нажимной диск; 13 стяжная пружина: 14 стальной шарик; 15 — чехол; 16 болт: 17 педаль левого тормоза. 18 — валик
Демонтаж левого рабочего тормоза
1. Расконтрите и отвинтите регулировочный болт 2 и снимите сферическую шайбу (рис. 4.185).
2. Отвинтите накидную гайку 4 и отсоедините маслопровод 3 от штуцера переходника 5.
3. Отвинтите болты I и снимите кожух 6 БД в сборе и кожух 7 левого тормоза в сборе.
3 4
Демонтаж правого рабочего тормоза
1. Расконтрите и отвинтите регулировочный болт 1 и регулировочный болт стояночного тормоза (на рис. 4.186 не показан).
2. Отвинтите болты крепления кожухов стояночного и правого рабочего тормозов.
3. Снимите стояночный и рабочие тормоза в сборе.
Демонтаж рычагов тормозов
1. Отвинтите болты 3 и снимите педали I. 2 (рис. 4.187).
2. Снимите возвратные пружины 12 тормозных рычагов 4. 5. снимите шплинт 6, шайбу
7 с валика 9, отвинтите болт-тягу //, снимите правый рычаг 4. отвинтите болт 8 и снимите левый рычаг 5.
3. Выньте шпонку 10 из паза валика 9 и снимите валик.
Стояночный тормоз (рис. 4.188)
1. Снимите чехол 7 с кожуха 17 тормоза.
2. Вывинтите болт-тягу 10, ослабив контргайку 13, снимите сферическую шайбу 9 и отсоедините рычаг 8 от вилки 4 тормоза.
3. Вывинтите болты 15 и снимите кронштейн 16 с валиком и рычагом в сборе 14.
4. Снимите кожух 17 с тормозом в сборе, выньте нажимные диски 18 в сборе и тормозные диски 2 из кожуха.
5. Снимите три пружины 20 с нажимных дисков 18. разъедините их и выньте шарики 19 из профильных канавок дисков 18.
6. Расшплинтуйте и снимите палец 5, от-винтите гайки винтов 6, снимите винты, тяги 3 и вилку 4.
I 2 3 4 5 6 7 Н 9 10 II
Рис. 4.188. Стояночный тормоз:
/ вал: 2 тормозной диск; 3 тя1и;4 вилка: 5 палец: 6 винт; 7- чехол: Н рычаг; 9 шайба сферическая: 10 — болт-тяга; II- болт стяжной; 12 — шпонка; 13 контргайка; 14 валик с рычагом в сборе: 15 — болт крепления: 16 — кронштейн; 17-кожух; М диски нажимные; 19 шарик; 20 пружина стяжная
Рис. 4.189. Правый двухдисковый рабочий юрмоз:
/ — педаль левая; 2 — педаль правая; 3 — рычаг правый; 4 — рычаг левый; 5 — болт-тяга; 6 — шайба сферическая; 7 — болт; Л контргайка; 9 чехол; 10 болт кожуха: / / кожух; 12 — диск тормозной; 13 диск нажимной; 14 — пружина стяжная: 15 шарик; 16 — шпонка; 17 рычаг: IH валик тормозов; 19 — тяга; 20 вилка; 21 палец; 22 винт; 23 удлинитель; 24 пружина; 25 болт клеммы
Правый двухдисковый рабочий тормоз
(серии 500, 800) (рис. 4.189)
1. Вывинтите болт-тягу 5.
2. Снимите чехол 9.
3. Снимите кожух II в сборе с тормозом, выньте нажимные диски 13 в сборе и тормозные лиски 12 из кожуха.
4. Снимите три пружины 14 с нажимных дисков 13, разъедините их и выньте шарики 15 из профильных канавок дисков 13.
5. Расшплинтуйте палец 21. отвинтите гайку винта 22, снимите тяги 19 и вилку 20.
Примечание. Разборка левою рабочего тормоза идентична разборке правого тормоза.
Рабочие трехдисковые тормоза (серия 900) (рис. 4.190)
1. Ослабьте контргайку 9 и вывинтите болт И. Снимите сферическую шайбу 10.
2. Снимите контровочную проволоку 16 и чехол 17.
3. Снимите кожух / в сборе с дисками, предварительно отвинтив пять крепежных болтов и сняв стояночный тормоз справа или муфту блокировки дифференциала слева.
4. Снимите нажимные диски в сборе 3, три тормозных диска 2 и промежуточный диск 15.
5. Снимите три стяжные пружины 4. разъе-дините нажимные диски 3 и выньте шарики 14 из профильных канавок.
6. Снимите шплинт 12 и выньте палец 8. Снимите вилку 7.
7. Отвинтите гайки 13 и снимите тяги 6.
При последующей сборке соберите тормоз в последовательности, обратной разборке.
1. Соберите нажимные диски 3. для чего нанесите тонкий слой смазки на поверхности профильных канавок, уложите пять шариков и установите второй нажимной диск. Стяните диски пружинами 4.
2. Потяните за вилку, наблюдая за переме-щением нажимных дисков.
3. При прекращении воздействия на вилку диски должны возвращаться в исходное положение под действием стяжных пружин.
Рис. 4.190. Рабочий грехдисковый тормоз:
/ кожух; 2 — тормозные диски; 3 — нажимные лиски; 4 пружина стяжная; 5 винт; 6 тяги; 7- вилка; 8 пален; 9 — кон гр1айка; 10 — шайба; 11 бол т; 12 шплинт; 13 — гайка; 14 шарики; 15 промежуточный диск; У6 проволока;/7 чехол
4. Установите пальцы, тяги и вилку.
5. Поверхности трения дисков, стакана и кожуха должны быть чист ыми и сухими.
6. Уложите в кожух / первый тормозной диск, промежуточный диск, второй тормозной диск и нажимные диски в сборе. Третий тормозной диск, а также первый и второй тормозные диски посадите на шлицы вала ведущей шестерни конечной передачи.
Многодисковые тормоза, работающие в масляной ванне
1. Разборка левого рабочего гормота
1. Установите трактор на ровной горизон-тальной площадке и заблокируйте колеса клиньями спереди и сзади, чтобы исключить самопроизвольное перемещение.
2. Поддомкратьте левую заднюю часть трактора до отрыва колеса от опорной поверхности и установите надежную подставку под левый рукав заднего моста.
3. Демонтируйте левое заднее колесо.
4. Отвинтите контрольно-заливную пробку 22 и сливную пробку 10. Слейте масло из корпуса / (рис. 4.191).
5. Отвинтите накидную гайку маслопровода АБД (не показан) и отсоедините маслопровод от переходника 15.
6. Вывинтите пять болтов 21 крепления корпуса тормоза 1 и крышки 14.
7. Снимите крышку 14 с переходником 15 в сборе, ввинт ив два болта в демонтажные отверстия В.
8. Снимите муфту блокировки в сборе 11.
9. Ослабьте контргайку 19, вывинтите ре-гулировочный болт 20 из вилки 18.
10. Демонтируйте корпус 1 с рабочим тормозом в сборе, ввинтив два болта в демонтажные резьбовые отверстия А корпуса тормоза.
Снимите корпус с установочных штифтов и с валика педалей 4.
11. Расположите корпус с тормозом в сборе
I на столе, как показано на рис. 4.192 (вверх крышкой А стакана), и разберите тормоз, выполнив следующие операции:
• Вывинтите три винта 20 и отсоедините крышку 15 стакана от корпуса /. Снимите прокладку 13 (рис. 4.193).
• Снимите верхний пакет дисков, состоящий из трех тормозных дисков 5 и двух промежуточных дисков 6.
• Выньте диски нажимные в сборе /#. Если необходимо, вывинтите четыре винта «V и снимите пластину 12 и чехол 10.
• Снимите нижний пакет дисков (со стороны корпуса /), состоящий из пяти тормозных дисков 5 и четырех промежуточных дисков 6.
• Снимите три пружины 19 с нажимных дисков IS. Расшплинтуйте палец 7, отвинтите гайку 2, снимите папьцы 3, 7 и вилку 11. Разъедините нажимные диски и выньте пять шариков 17 из профильных канавок дисков.
2. Сборка левого рабочего тормоза
1. Сборку тормоза производите в последо-вательности, обратной разборке, выполнив следующие рекомендации:
Маркировка
• Перед установкой крышки стакана, проверьте угопание верхней поверхности А тормозного диска 5 относительно поверхности В корпуса I. которое должно быть в пределах 0, 5…0,7 мм (рис. 4.194).
• Если величина утопания (зазора) выходит за указанные пределы, отрегулируйте ее подбором и установкой промежуточного диска 6 требуемой толщины.
Предусмотрены восемь типоразмеров дисков. Маркировка (порядковый номер диска) нанесена на выступе (упоре) диска, как показано на рис. 4.195. Порядковый номер и соответствующие им толщины 5 приведены ниже.
Рис. 4.196
• Визуально проверьте качество прокладки 13 и при наличии дефектов установите новую поронитовую прокладку толщиной I мм (рис. 4.196).
• Установите крышку 15 стакана и закрепите ее тремя винтами 20.
• Установите уплотнительное кольцо 16 и смажьте его консистентной смазкой для облегчения посадки в отверстие стакана.
• Перед установкой тормоза в сборе на трактор сцентрируйте восемь тормозных дисков
5 с помощью специальной оправки О, имеющей шлицевую часть, сопрягаемую со шлицевыми отверстиями тормозных дисков (рис. 4.197). Эскиз оправки показан на рис. 4.198. Параметры шлицев приведены ниже.
Параметры шлицев Значение
Модуль, мм 2,5
Число зубьев 20
Угол профиля исходного контура 30°
Смещение исходного контура, мм + 1.125
Диаметр ролика, мм 5,5
Размер по роликам, мм 61,157 IJ5
Толщина зуба по дуге делительной окружности, мм 5,226
Делительный диаметр. мм 50
Материал сталь. Твердость 255…302 НВ
• Установите муфту АБД 11 (см. рис. 4.191), крышку 14 и регулировочный болт 20: убедитесь в отсутствии заеданий переходника
15. поворачивая его относительно крышки на небольшой угол влево и вправо.
• Заправьте корпус тормоза трансмиссионным маслом до уровня контрольно-заливной пробки 22.
• Убедитесь в отсутствии течи масла по сопряжениям корпуса тормоза.
• Болты 21 крепления тормоза затяните моментом 120… 160 Н м.
2. Отрегулируйте левый тормоз болтом 20, обеспечив полный ход левой педали в пределах
110.. . 115 мм при нажатии с силой 250…300 Н.
3. Установите левое заднее колесо, затяните болты крепления диска моментом 200… 250 Н м и снимите трактор с подставки.
3. Разборка правого рабочего гормона
1. Выполните необходимые подготовительные операции, приведенные в разделе «Разборка левого рабочего тормоза».
2. Для тракторов «БЕЛАРУС» 1025 1025.3 с гидромеханическим управлениям задним ВОМ (рис. 4.200) выполните следующие операции:
• Отсоедините тягу управления задним ВОМ 7 от рычага крана управления 8.
• Вывинтите болты поворотных угольников 2. 4. 6 и отсоедините маслопроводы /. 3, 5 соответственно от крана управления.
• Вывинтите два болта 10 и отсоедините кран управления от кронштейна 9. Отведите кран в сторону для последующего демонтажа крышки 11 и корпуса тормоза.
3. Для тракторов «БЕЛАРУС» серии 900 с механическим управлением задним ВОМ (рис. 4.201) выполните операции:
• Снимите шплинт 6 и шайбу 5 с валика педалей I.
• Расшплинтуйте и снимите пальцы 2. 4 и отсоедините тяги управления от рычагов 3. 7.
• Снимите рычаг ВОМ 3.
• Снимите рычаг стояночного тормоза 7. вывинтив регулировочный болт стояночного тормоза 8.
Рис. 4.200. К ратборке правою тормоза факторов 1025/1025.3:
/, .?, 5 маслопроводы; 2, 4, Ь болт поворотного угольника; “ i hi а управления; 8 кран управления; 9 кронштейн; 10 болт; II крышка
4. Вывинтите пять болтов 20 крепления корпуса тормоза 13 и крышки 9 (рис. 4.202).
5. Ввинтите демонтажные болты в резьбовые отверстия А крышки 9 и снимите крышку.
6. Снимите внешний пакет дисков 2. 3 со стороны снятой крышки (3 шт.).
7. Ослабьте контргайку и вывинтите регулировочный болт 18 из вилки стояночного тормоза 23.
8. Снимите нажимные диски стояночного тормоза в сборе 8 и внутренний пакет дисков (3 шт.).
9. Снимите вал 11 стояночного тормоза.
10. Снимите шплинт 25. шайбу 24 и рычаг 26.
Рис. 4.202. К’ разборке правою рабочею тормоза тракторов серии 900:
1 стакан: 2 диск фрикционный: 3 диск промежуточный: 4 валик педалей; 5 — чехол уплотнительный:
6 диск нажимной; 7- шарик; 8 тормоз стояночный; 9 крышка: 10 прокладка; II вал стояночного тормоза; 12 — пробка сливная; 13 корпус тормоза; 14- прокладка; 15 кольцо уплотнительное: 16 шестерня ведущая конечной передачи; /7 пробка контрольная (заливная); IX болт регулировочный стояночного тормоза: 19 болт регулировочный правого рабочего тормоза: 20 болт: 21 контргайка; 22, 23 вилки: 24 — шайба: 25 — шплинт, 26 рычаг; А демонтажное отверстие крошки: В демонтажное отверстие корпуса; С отверстие в шестерне ведущей конечной передачи
11. Ослабьте контргайку 21 и вывинтите регулировочный болт 19 из вилки правого рабочего тормоза 22.
12. Для демонтажа корпуса 13 с рабочим тормозом в сборе (2, 3. 6, 7, 22) ввинтите два демонтажных болта в резьбовые отверстия В корпуса тормоза. Снимите корпус с установочных штифтов и с валика 4 педалей.
13. Положите корпус с тормозом в сборе на стол крышкой 2 стакана кверху (см. рис. 4.203) и произведите разборку тормоза, предварительно отвинтив три винта 1. Снимите крышку и прокладку 3.
Порядок разборки тормоза аналогичен изложенному в разделе «Разборка левого рабочего тормоза».
4. Сборка правого рабочего тормоза
1. Сборку и установку тормоза проводите в последовательности, обратной разборке, в точном соответствии с указаниями, приведенными в разделе «Сборка левого рабочего тормоза».
2. После установки рабочего тормоза введите в отверстие С ведущей шестерни Е конечной передачи вал 11 стояночного тормоза, предварительно смазав шейку И вала смазкой «Литол-24» (рис. 4.204).
3. Установите детали стояночного тормоза (внутренний пакет дисков) в последовательности: тормозной диск 2 промежуточный диск 3 тормозной диск нажимные диски в сборе и внешний пакет дисков, обеспечив утопание тормозного лиска 2 относительно плоскости А корпуса 13 тормоза в пределах 9,5…9,7 мм. Нели необходимо, регулировку размера производите подбором промежуточного диска 3 требуемой толщины (см. раздел «Сборка левого рабочего тормоза»).
4 Установите прокладку 10 и крышку 9 (рис. 4.205).
5. Установите и затяните болты 20 крепления гормоза. Момент затяжки болтов должен быть в пределах 120… 160 Н м.
6. Установите на трактор все снятые детали управления рабочим и стояночным тормозами, а также детали управления задним ROM.
7. Отрегулируйте ход педали правого тормоза болтом /У (рис. 4.206) как указано выше для педали левого рабочего тормоза (см. п. 2). Затяните контргайку 21.
8. Отрегулируйте ход рычага / (рис. 4.207) стояночного тормоза болтом 18 (см. рис. 4.206) так, чтобы при перемещении рычага на себя с усилием 400 И защелка 2 (рис. 4.207) удерживалась во впадине между вторым и третьим зубьями сектора 3. Законтрите болт контргайкой 21а (рис. 4.206).
• Если трактор оборудован пневматической системой и работает с прицепом, оборудованным пневматическими тормозами, ход рычат а стояночного тормоза отрегулируйте следующим образом:
— Переведите рычаг / (рис. 4.207) в крайнее переднее (выключенное) положение.
Ослабьте контргайку 8 и снимите палец 6.
Поверните рычаг 5 так, чтобы верхняя кромка паза В\ рычага 4 совпала с верхней кромкой паза рычага У педали правого тормоза.
Рис. 4.207
Изменяя длину тяги 10 вращением вилки
7, обеспечьте подсоединение тяги 10 к рычагу 5 с помощью пальца 6 и зашплинтуйте его.
Вращая регулировочный болт 18 (см. рис.4.206) , отрегулируйте ход рычага 1 так, чтобы стояночный тормоз полностью включайся на 2-м или 3-м зубе сектора 3 (см. рис. 4.207).
— Затяните контргайки 8 и 21а (рис. 4.207,4.206) .
9. Установите на место правое заднее колесо. Г айки крепления колеса затяните моментом
200.. .250 Н м. Снимите трактор с подставки.