Большой люфт руля при работающем двигателе трактора говорит о том, что есть износ соединений вала рулевого механизма,
возможны увеличенные зазоры в зацеплении зубчатой передачи гидроусилителя руля, шаровых пальцев и рулевых тяг.
Есть вероятность того, что ослабли подшипники червяка на валу.
Как все это исправить? Вначале проверяют техническое состояние деталей рулевого механизма и рулевых тяг. Ликвидируем зазоры,
меняем необходимые детали и далее регулируем механизм.
Чтобы узнать величину зазоров в зубчатых и червячных зацеплениях механизма рулевого управления, а также вычислить усилие
на ободе руля, создан прибор НИИАТ-402 (см. на рис. 2.3.1).
Рис. 2.3.1. Как определить свободный ход руля трактора МТЗ:
1 — прибор НИИАТ-402; 2 рулевое колесо; 3 — рулевая колонка
Свободный ход руля определяют следующим образом. Динамометр прибора размещают на руле, а указатель — на рулевой колонке.
Поворачивая руль в обе стороны до пропадания зазоров
в шарнирах рулевых тяг и в зацеплении рулевого механизма, определяют свободный ход руля. Обычно свободный ход рулевого колеса
лежит в пределах 25—30°, а приемлемый (допустимый) — 35°.
Для определения усилия, которое развивается на ободе руля, откидывают рулевые тяги от сошки, включают двигатель и при максимальной частоте вращения
коленвала тянут на себя одну из ручек динамометра устройства. По размещению на противоположной рукоятке фиксаторного кольца узнают
усилие свободного поворота руля. Усилие на руле должно находиться в пределах 30—50 Ньютон.
Если люфт руля выше допустимого значения, приступают к регулировке механизмов гидроусилителя.
Зазоры в зубчатом сцеплении «червяк-сектор» (см. рис. 2.3.2) выправляют смещением регулировочной втулки 4, предварительно отвернув
стопорный болт 3. При малом изменении свободного хода вала гидроусилителя руля, снимают крышку корпуса (рис. 2.3.3), а далее пластинчатым щупом проверяют
зазор между датчиком блокировки дифференциала (упором) и рейкой (рис. 2.3.4). Он обычно должен находится в пределах 0,1—0,3 мм.
Зазор доводят до требуемых параметров с помощью прокладок фланца датчика блокировки дифференциала (рис. 2.3.5).
В завершении регулируют зацепление «червяк-сектор». Добиваются, чтобы вращение червяка было свободным, без заеданий.
Рис. 2.3.2. Регулировка зазора в зацеплении «червяк—сектор» поворотом регулировочной втулки МТЗ:
1 — лимб;
2 — стрелка-указатель;
3 — стопорный болт;
4 — регулировочная втулка червяка;
5 — червяк
Рис. 2.3.3. Как снять крышку корпуса ГУР МТЗ:
1 — корпус ГУРа;
2 — крышка корпуса ГУРа
Рис. 2.3.4. Проверка зазора между упором и рейкой трактора МТЗ:
1 — рейка;
2 — щуп;
3 — упор
Рис. 2.3.5. Регулировка зазора в зацеплении червяк—сектор прокладками:
1 — корпус ГУРа;
2 — датчик блокировки дифференциала;
3 — регулировочные прокладки
Тяжелый поворот трактора возможен при нехватке рабочей жидкости в баке, снижении ее подачи, либо ошибке в регулировки
предохранительного клапана. Износ или разваливание уплотнительных колец силового цилиндра так же может являться причиной.
Методика тестирования техсостояния гидросистемы управления поворотом трактора основывается на вычислении давления подачи, которое развивается
насосом. Определяют факты утечек масла в распределителе и силовом цилиндре, а так же регулировку предохранительного клапана.
Эти несложные процедуры осуществляют, обычно, без снятия с трактора агрегатов гидросистемы управления поворотом, применяя всего лишь КИ-5473
(направление дроссель-расходомер).
Режимы работы гидросистемы управления поворотом определяют прибором при номинальной частоте вращения коленвала двигателя трактора, противодавлении
5,0 МПа по известному манометру прибора и температуре охлаждающей жидкости 50—60° С. Показания шкалы расходов прибора помножают на коэффициент 0,7 L.
Проверим подачу рабочей жидкости к гидроусилителю руля трактора. По рисунку 2.3.6 от коробки предохранительного клапана отделяют нагнетательный
трубопровод 2 и к нему подключают входной рукав КИ-5473. Сливной рукав помещают в горловину 3 ниже уровня жидкости. Далее, запустив двигатель,
доводят давление 5,0 МПа по манометру при номинальной частоте вращения коленвала и по шкале прибора наблюдают подачу рабочей жидкости.
При недостаточном уровне подачи, насос необходимо заменить.
При величине подачи не ниже допустимого значения, проверяют состояние распределителя по количеству утечки масла как на рис. 2.3.7.
Рис. 2.3.6. Проверка насоса высокого давления ГУРа трактора МТЗ:
а — подключение прибора;
б — схема проверки;
1 — прибор КИ-5473;
2 — нагнетательный трубопровод насоса;
3 — заливная горловина ГУРа
Рис. 2.3.7. Определение утечки масла в распределителе ГУРа трактора МТЗ, методика:
а — подключение прибора;
б — схема проверки;
1 — прибор КИ-5473;
2 — входной рукав прибора;
3 — заливная горловина ГУРа;
4 — распределитель ГУРа
Основные показатели работы распределителя ГУРа при проверке прибором КИ-5473
Подача масла при Р = 5,0 МПа, л/мин:
номинальная
2,0
допустимая
1,2
Давление срабатывания предохранительного клапана, МПа:
номинальное
7,5
допустимое
7,0-8,5
Предварительно, перед подключением входного рукав прибора, выкручивают технологическую пробку (она расположена сверху коробки
предохранительного клапана). Сливной рукав соединяют с баком гидросистемы. Заводят двигатель и при номинальной частоте вращения коленвала
крутят руль вправо или влево до упора. Вращают рукоятку прибора и выставляют давление согдасно показаниям манометра 5,0 МПа.
По шкале расходов фиксируем показания.
В случае, если разница в показаниях прибора при отслеживании подачи рабочей жидкости к распределителю и проверке
утечек превышает 5 л/мин, распределитель нужно ремонтировать.
Давление, при котором происходит срабатывание предохранительного клапана гидросистемы управления поворотом определяют манометром,
который вкручивают на место
технологической пробки (рис. 2.3.8).
Рис. 2.3.8. Проверка и регулировка давления срабатывания предохранительного клапана трактора МТЗ:
1 — манометр; 2 — регулировочный винт с контргайкой
Для контроля запускают двигатель трактора и при (номинальной частоте вращения коленвала рукояткой прибора полностью закрывают слив масла.
Колеса при этом повернуты до отказа. Далее по манометру смотрят фактическое давление, при котором включается предохранительный клапан.
Клапан нужно отрегулировать в случае пониженного либо повышенного давления срабатывания. Для этого выкручивают колпачок, отпускают контргайку
регулировочного винта и, держа руль в конечном положении поворота до упора, выкручивают или вкручивают регулировочный винт до
получения необходимого давления.
Если появились резкие толчки при повороте трактора, то, возможно, ослабла затяжка гайки золотника гидронавесного распределителя,
или же увеличились зазоры рулевых тяг.
Если затяжка гайки золотника ослабевает, появляются колебания передних направляющих колес. Явно ощущается это при передвижении на повышенных
скоростях. Помните, что вначале нужно отрегулировать зазоры в шарнирах рулевых тяг, и только затем динамометрическим ключом затянуть корончатую
гайку золотника распределителя усилием не более 20 Н*м. Дальше ее отпускают до совмещения отверстий под шплинт.
Рассмотрим основные неисправности гидроусилителя руля трактора серии МТЗ. Первое, это износ шлицев вала червяка и зубьев сектора.
Далее износ зубчатой рейки, износ и нарушение герметичности предохранительного клапана. Износ и несоответствие гидравлической плотности точных деталей
(золотников, плунжеров, гильз).
Бывает, что при проверке состояния агрегатов гидросистемы управления поворотом трактора выявляются такие неисправности,
которые не решаются обычными регулировочными операциями. В таком случае, гидроусилитель руля снимают полностью и разбирают для дальнейшей
технической экспертизы и замены деталей.
Как все это сделать, как грамотно провести основные операции по разборке-сборке и регулировке гидроусилителя руля МТЗ продемонстрированы ниже
на рисунках 2.3.9—2.3.30.
До демонтажа гидроусилителя руля отлейте рабочую жидкость и открутите гайку поворотного вала 4. А уже в процессе сборки гидроусилителя внимательно смотрите
на усилия затяжки гаек, четкость и корректность совмещения меток поворотного вала, сектора и рейки,
и обратите внимание на регулировку вертикального перемещения поворотного вала.
Сборка-разборка и прочие регулировочные операции, которые осуществляют при ремонте гидроусилителя руля трактора, не сложны, но требуют использования
контрольно-испытательного стенда по завершению сборки для настройки всех парметров.
Отремонтированный гидроусилитель руля регулируют на контрольно-испытательном оборудовании КИ-4896М. При отладочных работах смотрят свободный
ход руля при зафиксированном вертикальном вале ГУРа. Диапазон должен находится в пределах 4—6°. Оценивают работу гидроусилителя под
нагрузкой при давлении на входе 5—6 МПа. Механическое напряжение на ободе руля не должно превышать 50 Ньютон.
Рис. 2.3.10. Из чего состоит гидроусилитель руля (ГУР) трактора МТЗ, запчасти:
а — общий вид;
б — взаимное расположение деталей
1 — корпус усилителя;
2 — рейка;
3 — силовой цилиндр;
4 — поршень;
5 — предохранительный клапан;
6 — золотник;
7 — поворотный вал;
8 — верхняя крышка корпуса гидроусилителя;
9 — регулировочный болт поворотного вала;
10 — сектор;
11 — червяк рулевого механизма;
12 — датчик блокировки дифференциала;
13 — сливной патрубок;
14 — рулевая сошка
Рис. 2.3.9. Спрессовка рулевой сошки трактора МТЗ:
1 — наставка;
2 — рулевая сошка;
3 — сливной патрубок;
4 — гайка поворотного вала
Рис. 2.3.11. Расположение деталей датчика блокировки дифференциала трактора МТЗ, запчасти:
1, 10 — болты;
2 — крышка;
3 — пружина;
4 — золотник;
5 — толкатель;
6 — кольцо;
7, 9 — корпуса;
8 — клапан;
11— кран
Рис. 2.3.12. Снятие трубки подвода масла от распределителя трактора МТЗ:
1 — трубка подвода масла;
2 — корпус ГУРа;
3 — сетчатый фильтр;
4 — редукционный клапан
Рис. 2.3.13. Снятие поворотного вала трактора МТЗ:
1 — корпус ГУРа;
2 — поворотный вал с сектором
Рис. 2.3.14. Отворачивание гайки крепления сектора к поворотному валу трактора МТЗ
Вис. 2.3.15. Спрессовка сектора с поворотного вала трактора
Рис. 2.3.16. Как снять датчик блокировки дифференциала трактора
Рис. 2.3.17. Как снять крышку датчика блокировки дифференциала трактора МТЗ
Рис. 2.3.18. Снятие стопорного кольца и рейки трактора
Рис. 2.3.19. Снятие гидроцилиндра ГУРа трактора
Рис. 2.3.20. Отворачивание гайки крепления и снятие поршня
Рис. 2.3.21. Как снять распределитель трактора
Рис. 2.3.22. Снятие предохранительного клапана и червяка в сборе трактора
Рис. 2.3.23. Снятие стопорного кольца крепления подшипника червяка трактора
Рис. 2.3.24. Спрессовка подшипников червяка трактора
Рис. 2.3.25. Выпрессовка втулки поворотного вала трактора:
1 — втулка;
2 — цапфа;
3 — винт съемника
Рис. 2.3.26. Затяжка корончатой гайки червяка
Рис. 2.3.27. Совмещение меток на торце шлица поворотного вала и секторе:
1 — метки;
2 — поворотный вал;
3 — сектор
Рис. 2.3.28. Совмещение меток на среднем зубе сектора и рейке:
1 — метки;
2 — рейка;
3 — сектор
Рис. 2.3.29. Затяжка гайки поршня
Рис. 2.3.30. Регулировка вертикального перемещения поворотного вала:
1 — регулировочный болт;
2 — контргайка