Пятна смазки на фланце карданного вала и корпусе главной передачи ничего хорошего не предвещают. Они явно свидетельствуют об утрате эластичности
или выходу из строя манжеты ведущей шестерни.
Как же заменить эту манжету? Для замены манжеты ведущей шестерни главной передачи нужно отсоединить карданный вал,
открутить корончатую гайку и снять фланец кардана.
Далее выкручивают болты крепления стакана подшипников главной передачи, а потом с помощью двух монтажных болтов выдавливают его из корпуса моста.
Затем вытесняют ведущую шестерню из стакана и достают обойму в сборе с манжетой (рис. 2.4.20—2.4.22).
Рис. 2.4.20. Взаимное расположение деталей главной передачи ведущего моста трактора МТЗ-82, запчасти:
1 — ведущая шестерня;
2, 5 — подшипники;
3 — регулировочные прокладки;
4 — стакан;
6 — манжета;
7 — обойма сальника;
8 — фланец;
9 — гайка
Рис. 2.4.21. Как выпрессовать обойму сальника в сборе с манжетой трактора МТЗ:
1 — обойма сальника;
2 — стакан;
3 — двухлапчатый съемник
Рис. 2.4.22. Спрессовка внутренней обоймы подшипника с ведущей шестерни трактора МТЗ:
1 — подшипник;
2 — ведущая шестерня;
3 — двухлапчатый съемник
От чего может появится потек масла на внутренней части обода колеса либо фланца диска? Тут надо смотреть манжеты оси колеса. Скорее всего они разрушены.
Чтобы добраться до стакана манжет, вначале снимают колесо и редуктор конечной передачи в сборе (см. рис. 2.4.23, 2.4.24).
Затем выкручивают два болта крепления радиального подшипника, извлекают ведомую шестерню и выпрессовывают фланец колеса (рис. 2.4.25, 2.4.26).
Стакан манжет и стакан наружной обоймы подшипника выпрессовывают двумя монтажными болтами (рис. 2.4.27, 2.4.28).
Рис. 2.4.24. Взаимное расположение деталей редуктора конечной передачи трактора МТЗ, запчасти:
1— фланец; 2 — грязевик; 3 — корпус сальника; 4— манжета; 5, 9, 13, 17, 20, 27, 29, 36 — подшипники; 6, 23, 31, 38, 40 — прокладки; 7 — стакан; 8, 32 — кольца; 10, 26 — регулировочные прокладки; 11. 22, 39 — крышки; 12, 37 — шестерни; 14 — шайба; 15 — пластана; 16 — гайка; 18 — вал; 19 — полуось; 21 — регулировочное кольцо; 24, 34 — корпуса; 25 — манжета; 28 — пружина; 30 — труба шкворня; 33 — рычаг; 35 штифт; 41 — гильза
Рис. 2.4.23. Как снять колесо и редуктор конечной передачи трактора МТЗ:
1 — колесо;
2 — болты крепления редуктора;
3 — редуктор конечной передачи
Рис. 2.4.25. Как снять крышку редуктора конечной передачи в сборе трактора МТЗ:
1 — крышка редуктора;
2 — корпус редуктора
Рис. 2.4.26. Как снять ведомую шестерню трактора МТЗ:
1 — ведомая шестерня;
2 — крышка редуктора;
3 — подшипник
Рис. 2.4.27. Как спрессовать корпус манжеты трактора МТЗ:
1 — корпус манжеты;
2 — грязевик;
3 — технологический болт;
5 — крышка редуктора
Рис. 2.4.28. Как спрессовать стакан подшипника трактора МТЗ:
1 — стакан подшипника;
2 — корпус редуктора;
3 — технологические болты;
4 — болт
При значительном износе или деструкции манжеты вертикального вала, корпус верхней конической пары колесного редуктора нагревается.
Для кучи проблем еще в нем отсутствует смазка.
Если уменьшился ход подвески, снизилась ее жесткость, посмотрите и оцениете упругость пружин.
Затруднительный поворот рулевого колеса на поворотах (при условии, что ГУР исправен) возникает из-за того, что опорные подшипники вышли из строя, либо
есть заедание телескопических стыков подвески.
Для замены деталей подвески трактора, снимают колесный редуктор. Чтобы сменить гильзы шкворня используют специальные извлекатели.
Во время ремонта вышедшие из строя детали заменяют и обращают пристальное внимание на наиболее изнашиваемые поверхности,
сверяя с приводимыми в нижней таблице данными.
Размеры деталей подвески ведущего моста трактора МТЗ-82, мм
Внутренний диаметр гильзы шкворня под трубу:
номинальный
88+0,035
допустимый
88,5
Наружный диаметр трубы вертикального вала под гильзу:
номинальный
87 -0.080-0,125
допустимый
87,1
Как быть с тем, если у ведущего моста произошло заклинивание колес, появился повышенный шум в корпусе моста,
перегрелся стакан подшипников главной передачи, а в масле, которое слили из корпуса моста нашли кучу металлических частиц?
Скорее всего, даже наверняка, выработали свой ресурс подшипники ведущей шестерни главной передачи или дифференциала.
А еще, такие неисправности получаются при сколах или выкрашивании зубьев конических шестерен главной передачи.
А какие симптомы бывают при выходе из строя частей дифференциала или механизма блокировки?
Обратите внимание, что шумы и стуки в корпусе моста при поворотах МТЗ значительно усиливаются,
на поворотах происходит блокировка обеих осей колес либо нет блокировки колес при пробуксовании.
Что делать, чтобы определить причины отказов и как устранить неисправности главной передачи и дифференциала трактора?
Вначале приподнимают стального коня за передний мост, затем, устанавив на специальные подставки, снимают главную передачу.
Следующим шагом будет диагностика ее деталей. Монтажным ломиком, проворачивая ведомую шестерню, осматривают детали дифференциала. Как они
взаимно размещены изображено на рис. 2.4.29.
Рис. 2.4.29. Взаимное расположение деталей корпуса, крышки и дифференциала переднего ведущего трактора МТЗ, запчасти:
1 — ось; 2 — корпус; 3 — регулировочные прокладки; 4 — пробка; 5 — подшипник; 6 — обойма сальников; 7 — манжеты; 8, 10 — крышки; 9 — червяк;
11 — коробка дифференциала левая; 12 — ведомый диск; 13 — ведущий диск; 14 — чашка; 15 — шестерня; 16 — сателлит; 17 — оси сателлитов;
18 — коробка дифференциала правая; 19 — ведомая шестерня; 20 — гайка
Иногда при осмотре вскрываются повреждения или износы деталей дифференциала. А еще возникает необходимость в
замене шестерни главной передачи. В таком случае дифференциал придется все же снять(рис. 2.4.30).
Как снять дифференциал трактора МТЗ?
Для того, чтобы снять дифференциал МТЗ, вначале откручивают болты, стягивающие коробки. Очень важно помнить, что разбирать и изменять взаимное
положение коробок дифференциала нежелательно. Для этого вначале их разделения сверяют цифровую маркировку на внешних поверхностях.
Если маркировка поблекла или исчезла, ее восстанавливают (рис. 2.4.31—2.4.33).
После того как собрали и разместили дифференциал в корпусе моста, проверяют осевое перемещение ведомой шестерни главной передачи
(зазор в подшипниках дифференциала). При сдвиге шестерни в осевом направлении значения отображаемые на индикаторе должны быть в пределах 0,01—0,10 мм.
Следующий этап — регулировка осевого зазора в подшипниках главной передачи (рис. 2.4.34) и дифференциала. Далее главную передачу ставят в корпус моста.
В конце всего процесса оценивают и при необходимости корректируют боковой зазор между зубьями конических шестерен (рис. 2.4.35).
Рис. 2.4.30. Как снять главную передачу и дифференциал трактора МТЗ:
1 — главная передача;
2 — дифференциал;
3 — корпус
Рис. 2.4.З1. Правильное взаимное расположение коробок дифференциала трактора МТЗ:
1 — цифровые метки
Рис. 2.4.32. Опрессовка подшипника дифференциала трактора МТЗ:
1 — подшипник;
2 — ведомая шестерня;
3 — двухлапчатый съемник
Рис. 2.4.33. Опрессовка ведомой шестерни дифференциала трактора МТЗ:
1 — коробка дифференциала;
2 — ведомая шестерня;
3 — двухлапчатый съемник
Рис. 2.1.34. Определение осевого зазора в подшипниках ведущей шестерни главной передачи трактора МТЗ:
1 — ведущая шестерня;
2 — индикатор
Рис. 2.4.35. Определение бокового зазора между зубьями главной передачи трактора МТЗ:
1 — фланец кардана;
2 — индикатор;
3 — индикаторная стойка
Боковой зазор обычно регулируется количеством прокладок, размещенных под стаканом подшипников главной передачи.
Если удалить несколько прокладок, то зазор между шестернями уменьшается, а если добавить — увеличивается.
При проведении ремонтных работ, меняя неисправные детали нужно контролировать те поверхности, которые могут изнашиваться сильнее остальных.
Размеры деталей ведущего моста трактора МТЗ-82, мм
Номинальный
Допустимый
Наружный диаметр полуоси и вертикального вала иод подшипник 5707
35 ± 0,008
34,9
Внутренний диаметр корпуса конической пары и трубы вертикального вала под подшипник 5707
79
+0,020
-0,010
72,1
Внутренний диаметр корпуса редуктора под подшипники:
208
80
+0,020
-0,010
80,1
36209К1
85
+0,023
-0,012
85,14
Наружный диаметр ведущей шестерни нижней конической пары под подшипники:
208
40
+0,020
-0,003
39,9
36209К1
45
+0,020
-0,003
44,9
Наружный диаметр фланца диска колеса под подшипники:
2310К
50± 0,008
49,9
7212
60
-0,020
59,9
Внутренний диаметр стакана подшипников фланца диска колеса под подшипник 7212
110
-0,035
110,1
После проведения операции по замене подшипников колесного редуктора и его деталей, и проверки его технического состояния,
нужно сделать еще несколько контрольно-регулировочных манипуляций. Например, осмотр и корректировка подшипников фланца колеса, соблюдение
точности сборки верхней и нижней конических пар шестерен колесного редуктора (рис. 2.4.36).
Для проведения технического осмотра подшипников, необходимо снять фланец колеса. Затем закрепить на обшивке редуктора стойку измерительного прибора
и упереть ножку индикатора во фланец. Перемещая фланец в осевой плоскости до упора, смотрят показания индикатора.
Если видим 0,5 мм — конические подшипники нужно отрегулировать количеством регулировочных колец или их толщиной(рис. 2.4.37). Кольца находятся
между внутренними обоймами подшипников. Кольца подбирают или подтачивают на токарном станке. Точность подгонки регулировочных колец до сборки
редуктора можно определить с помощью приспособления на рис. 2.4.38.
Рис. 2.4.36. Проверка точности регулировки осевого зазора в подшипниках полуоси или вертикального вала трактора МТЗ:
1 — подшипники;
2 — индикатор
Рис. 2.4.37. Установка регулировочных колец трактора МТЗ:
1 — регулировочные кольца;
2 — крышка редуктора конечной передачи
Рис. 2.4.38. Проверка точности регулировки конических подшипников фланца колеса трактора МТЗ:
1 — индикатор;
2, 3 — болты;
4 — труба
Трубу (см. рис. 2.4.38) упирают в торец внутренней обоймы подшипника и подтяжкой болтов 3 регулируют зазор в подшипниках.
Поместив индикатор в нужное положение, (см. рис. 2.4.38), затягивают болты 2.
Если зазор в подшипниках есть, крышка редуктора со штативом и индикатором поднимется на величину этого зазора.
Чтобы проверить правильность сборки и оценить рабочее состояние зубьев шестерен верхней и нижней конических пар конечной передачи,
замеряют еще боковой зазор между зубьями. Зазор определяется по амплитуде перемещения болта крепления диска колеса (рис. 2.4.39).
При закрепленной полуоси, проворачивая диск колеса определяют общий зазор в шестернях конечной передачи.
Если более 1,0 мм, измеряют отдельно боковой зазор в зубьях шестерен нижней конической пары.
Нужно снять крышку редуктора (рис. 2.4.40), заклинить вертикальный вал и снова измерить.
Рис. 2.4.39. Как измерить боковой зазор между зубьями конических шестерен верхней и нижней конических пар редуктора конечной передачи МТЗ:
1 — редуктор конечной передачи;
2 — болт крепления диска колеса;
3 — индикатор
Рис. 2.4.40. Как снять крышку верхней конической пары редуктора конечной передачи трактора МТЗ:
1 — крышка;
2 — болт
Рис. 2.4.41. Регулировка зазора нижней конической пары редуктора конечной передачи трактора МТЗ:
1 — регулировочные прокладки;
2 — фланец колеса
Рис. 2.4.42. Регулировка зазора верхней конической пары редуктора конечной передачи трактора МТЗ:
1 — корпус полуоси;
2 — труба шкворня;
3 — регулировочные прокладки
По разнице между первым и последующми замером можно увидеть зазор в зубьях верхней конической пары шестерен.
По показаниямм прибора величина зазора в зубьях верхней и нижней пар шестерен должна быть 1,0 мм. При этом условии возможна
дальнейшая эксплуатация редуктора трактора без регулировки.
А если нужно уменьшить зазор между зубьями нижней комической пары? Для этой цели используют технологические отверстия. Через них выкручивают болты крепления
стакана подшипников фланца колеса. Затем двумя монтажными болтами спрессовывают стакан до выхода двух пачек прокладок.
Далее необходимое количество прокладок снимают (рис. 2.4.41). При этом толщина оставшихся пачек должна быть одинаковой.
Боковой зазор в нижней конической паре обычно увеличивается из-за выработки или поломки подшипников ведущей шестерни.
Чтобы проверить подшипники, отделяют нижнюю крышку и ручным воздействием проворачивают ведущую шестерню в осевом и радиальном направлениях.
Зазор в зубьях шестерен верхней конической нары выставляется так: выкручиваются болты фиксации редуктора и фланца трубы,
далее с помощью монтажных болтов выталкивают трубу вертикального вала из корпуса конической пары (рис. 2.4.42).
Снимая часть прокладок, сокращают просвет в зацеплении.
Иногда регулировкой толщины специальных прокладок невозможно получить нужный зазор. Здесь, применяя
индикаторное устройство, замеряем осевые передвижения полуоси и вертикального вала. Тем самым узнаем степень затяжки их конических подшипников.
Допуск в пределах 0,5 мм. Осевой зазор, скорее всего, получается из-за самоовыкручивания круглых гаек подшипников.
Как выставить нужный зазор? Круглые гайки затягивают до предела, а затем откручивают их на 10—15°.
Подшипники валов правильно зафиксированы при осевом перемещении валов в пределе 0,05 — 0,15 мм.
После настройки валы проворачиваются в подшипниках от усилия руки. Работа по разборке деталей верхней и нижней конических пар продемонстрирована на
серии рисунков рис. 2.4.43—2.4.49.
Рис. 2.4.43. Выдавливание клиньев полуоси трактора МТЗ:
1 — клин;
2 — бородок
Рис. 2.4.44. Выдавливание корпуса полуоси в сборе с полуосью трактора МТЗ:
1 — корпус полуоси;
2 — съемник
Рис. 2.4.45, Как выпрессовать полуось:
1 — полуось;
2 — корпус полуоси;
3 — болт
Рис. 2.4.46. Опрессовка подшипников с полуоси:
1 — полуось;
2 — съемник
Рис. 2.4.47. Выдавливание ведущей шестерни колесного редуктора трактора МТЗ:
1 — корпус редуктора конечной передачи;
2 — инерционный съемник
Рис. 2.4.48. Опрессовка подшипников с ведущей шестерни колесного редуктора трактора МТЗ:
1 — подшипник;
2 — ведущая шестерня;
3 — съемник
Рис. 2.4.49. Как снять крышку корпуса переднего ведущего моста трактора МТЗ:
1 — крышка;
2 — главная передача