УСТРОЙСТВО И РАБОТА СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ ГНС
Гидравлический насос
В конструкции насоса (рис. 5.4) предусмотрен автоматический выбор зазоров гго торцам и зубьям шестерен.
Два платика 9, установленных в подшип-никовой 7 и поджимной 6 обоймах в зоне высокого давления, прижимаются к торнам шестерен 4 и 5.
Давление масла в зоне отверстия В через манжету 10 постоянно прижимает обойму б к вершинам зубьев шестерен.
Центрирующая втулка 8 исключает проворот подшипниковой обоймы 7 относительно корпуса 1.
Насос получает вращение от привода вала отбора мощности через промежуточную шестерню. Включать насос надо при минимальных оборотах дизеля переводом рукоятки включения вверх.
Рис. 5.4. Гидравлический насос:
А всасывающее отверстие; В нагнетательное отверстие: / корпус; 2 подшипник;.? крышка; 4 ведомая шестерня; 5 — ведущая шестерня; б поджимная обойма: 7 — подшипниковая обойма; 8 — центрирующая втулка; 9 — платики; Ю поджимная манжета: II- стопорное кольцо: 12 манжеты
Распределитель
Распределитель (рис. 5.5) состоит из корпуса 28, двух крышек 17 и 29. золотников 30, перепускного б и предохранительного 9 клапанов, рычага управления 36. гидрозамков 25 и уплотнителей.
«Нейтральное» положение. Золотник 30 удерживается пружиной 18 в положении, при котором нагнетательный канал А отсоединен от полостей К и Р, сообщающихся с цилиндром.
Полости Л’ и Р отсоединены, в свою очередь, соответственно от сливной полости Е нижней крышки и от сливного канала В.
Рис. 5.5. Распределитель:
/ упор; 2 — пружина; 3 — направляющая; 4 — жиклерное отверстие; 5 стержневой клапан; 6 — перепускной клапан; 7 седло перепускного клапана; Н седло предохранительного клапана; 9- игольчатый клапан; 10 контргайка; II- колпачок; 12 — винт: 13, 16. 24 пружина; 14 — пломба; 15 фиксаторная втулка; 17 крышка нижняя; IS пружина золотника; 19 шарик фиксатора; 20 — обойма; 2! толкатель; 22 гильза; 23 клапан бустера; 25 — шарик гидрозамка; 26 пружина гидрозамка; 27 — седло гидрозамка; 28 корпус; 29 — крышка верхняя; 30 — золотники; 31 пыльник; 32 крышка пыльника; 33, 35 вкладыш сферы; 34 кольцо уплотнительное; 36 рыча1; А — нагнетательный канал; R поршневая полость; С канал управления; F выемка на кромке золотника; В — сливной канал; К — полость опускания; У — полость клапана бустера; S отверстия радиальные в золотнике; Е сливная полость; Р — подъемная полость
Для того чтобы масло, находящееся под давлением в цилиндре, не перетекало по зазору между золотником и корпусом, в полости Р установлен гидрозамок. В нейтральном положении шарик 25 находится над выемкой в золотнике и под воздействием пружины 26 и давления в цилиндре опускается до контакта с пояском на седле 27, перекрывая выход масла из подъемной полости цилиндра на слив.
Масло, подаваемое насосом, направляется из нагнетательного канала А через открытый перепускной клапан 6 в полость Е верхней крышки и далее в бак, обеспечивая разгрузку насоса.
Открытие перепускною клапана в нейтральном положении обеспечивается за счет соединения канала управления («через выточку на золотнике по трубопроводу с регулятором и далее со сливом в бак. Жиклерное отверстие 4 в поршневой части перепускного клапана 6, оказывая сопротивление движению масла из нагнетательной полости А в поршневую полость R и далее на слив, создает перепад давления, в результате чего в канале А давление больше, чем в полости R. Разница в давлении вызовет усилие, направленное вниз, большее, чем суммарное усилие от давления в полости R и пружины 2. направленное вверх. В результате перепускной клапан 6 откроется.
Положение «Подъем». Золотник соединяет канал А с подъемной полостью Р, а полость К — со сливом Е. Канал управления С перекрывается золотником и перетекание масла по жиклерному отверстию 4 клапана 6 прекращается. вследствие чего давление в надпоршневой и подпоршневой зонах выравнивается и усилием пружины 2 клапан 6 садится на седло 7. Слив масла в бак прекращается и оно по каналу А через отверстие Р направляется в подъемную полость цилиндра сельхозорудия. отжимая от седла 27 шарик 25 гидрозамка. Из полости опускания цилиндра масло поступает в отверстие S, а затем по выточке в золотнике и через отверстия в обойме 20 фиксатора проходит в сливную полость Е и далее в бак.
Перемещение поршня цилиндра на сельхозорудии происходит до тех пор. пока золотник находится в положении «Подъем». Если перемещение поршня цилиндра прекращается (упор поршня в крышку цилиндра), а золотник удерживается трактористом, срабатывает предохранительный клапан 9, настроенный на перепуск масла через предохранительное устройство при давлении 18…20 МПа (180… 200 бар).
При давлении выше настроенного клапан 9 отрывается от седла 8 и поршневая полость R перепускного клапана 6 соединится со сливом.
В результате возникшего перетекания масла через жиклерное отверстие 4 перепускного клапана, клапан 6 приподнимется и пропустит основной поток от насоса в верхнюю крышку на слив под давлением, на которое отрегулирован предохранительный клапан.
Если рукоятка управления трактористом не удерживается, сработает устройство автоматического возврата золотника в нейтральное положение. Возврат происходит при давлении на 0, 5… 1,0 МПа (5… 10 бар) ниже давления предо-хранительного клапана следующим образом: масло под давлением поступает через отверстие S и осевой канал в полость V клапана бустера 23 и сдвигает вверх толкатель 21 и фнксаторную втулку 15. Шарики 19 выйдут из проточки обоймы 20 и золотник под действием пружины /<$ установится в «Нейтраль».
«Плавающее» положение. Золотник соединяет обе полости цилиндра К и Р со сливом. Шарик 25 1-идрозамка попадает на цилиндрическую часть золотника, отжимается от седла и Tie препятствует перетеканию через него масла. ■>го позволяет поршню свободно перемешаться в цилиндре. Нагнетательный канал А отсоединен золотником от полостей цилиндра К и Р, а канал управления через проточку в золотнике сообщен со сливом (см. «Нейтральное положение»), таким образом масло, подаваемое насосом. через открытый перепускной клапан направляется в бак. обеспечивая разгрузку насоса.
Положение «Принудительное опускание». Шарик 25 гидрозамка, как и в позиции «плавающее», приподнят цилиндрической по-верхностью золотника 30 и не препятствует проходу масла из полости подъема цилиндра. В положении «Принудительное опускание» золотник 30 соединяет канал А с полостью опускания А’, а полость подъема цилиндра Р — со сливом.
В остальном работа распределителя происходит аналогично работе при установке золотника в положение «Подъем». Распределитель позволяет регулировать поток масла, поступающий от насоса в исполнительный цилиндр, и. тем самым, замедлять или ускорять движение поршня. Изменение скорости движения поршня достигается дросселированием масла в выемках F на кромках золотников, в результате часть потока уходит на слив. Рукоятки при этом удерживаются в промежуточных положениях между позицией «Нейтральное» и рабочими положениями «Подъем» и «Принудительное опускание». Стержневой клапан 5 установлен для обеспечения работы регулятора. Назначение и работа клапана 5 описаны ниже (см. и. «Силовой/позиционный ретулятор»).
Силовой/позиционный регулятор Устройство и гидравлическая схема регулятора
Рис. 5.6. Регулятор:
1 — винтовая пара; 2 — кольцо стопорное; 3 — гайка ходовая; 4 — штуцер; 5 — пробка; б — клапан обратный; 7 — клапан приоритета; 8 — пружина; 9 упор; К) — маховичок; II клапан обратный; 12 — шарики; 13 — крышка; 14 рычаг позипиониый: 14а — рычаг силовой; 15 переключатель; 16 винтовая пара: 17 — гайка ходовая; 18 — пружина; 19 — золотник; 20 — подвижная гильза; 21 — клапан запорный; 22 — корпус; А канал управления; Б — канал к полости подъема цилиндра; В полость подъема; Г — полость опускания; Л- канал от насоса
Имеются следующие комплектации силового регулятора (рис. 5.6):
• для тракторов серий 800 и 900 в комплектации без смешанною регулирования на хвостовике винта 16 установлены два рычага 14. 14а и переключатель 15:
• для тракторов серий 800 и 900 в комплектации со смешанным регулированием на хвостовике винта 16 установлен один рычаг 3 (см. рис. 5.3) без переключателя 15.
В корпусе 22 расположена подвижная гильза 20. а в ней золотник 19. Гильза соединена с ходовой гайкой 3, фиксированной от вращения выступами, заходящими в пазы корпуса 22. Ходовая гайка 3 установлена на винте /, наружный конец которого связан с рукояткой управления. Золотник 19 упирается торием в ходовую гайку 17 с тремя шариками на винтовых канавках между гайкой и винтом 16 и двумя шариками 12 на наружной поверхности I ай- ки для ее фиксации от проворота в крышке 13. Расположенная внутри золотника пружина 18 поджимает гильзу 20 и золотник 19 соответственно к ходовым гайкам 3 и 17.
В корпусе 22 находятся обратный клапан
11. запорный клапан 21 и клапан приоритета 7 с встроенным в него обратным клапаном 6. Возвратная пружина 8 отжимает клапан приоритета 7 до упора в пробку 5. В этом положении каналы Л (насос) и Б (полость подъема цилиндра) разобщены. При перемещении клапана приоритета 7 в сторону возвратной пружины каналы Д и Б соединяются. Перемещение ограничено упором 9. положение которого регулируется маховичком 10.
На наружном конце винта 16 жестко закреплен переключатель 15, с помощью которого винт может блокироваться с рычагом 14 и далее через смеситель сигналов с датчиками регулирования. При вращении винта 16 против часовой стрелки ходовая гайка 17 выворачивается, толкая золотник 19 и сжимая пружину 18. При вращении винта по часовой стрелке ходовая гайка 17 заворачивается под действием пружины 18, действующей через золотник 19, перемещая его в обратную сторону. Поэтому, при автоматическом регулировании, датчики перемещают золотник 19 только в сторону пружины 18, преодолевая ее сопротивление. Обратное движение золотника происходит под действием пружины, а датчики лишь освобождают золотник для этого перемещения. По этой причине люфты в шарнирах связей датчиков с золотником постоянно выбраны в одну сторону.
Регулятор сообщен напорным маслопроводом с насосом, сливным маслопроводом с баком. двумя шлангами с цилиндром и маслопроводом с каналом управления распределителя.
ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ I HC И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ
|
Продолжение таблицы
|
Сельскохозяйственное орудие поднимается медленно
|
Продолжение таблицы
|
Сельскохозяйственное орудие не удерживается в транспортном положении |
Отсоедините от регулятора правый шланг цилиндра и подсоедините к нему дополнительный длинный шланг.
Соедините дополнительный удлиненный шланг через запорную муфту с правым нижним боковым выводом распределителя.
В штуцер регулятора вместо шланга заверните пробку.
Поднимите орудие в транспортное положение, одновременно установив среднюю рукоятку распределителя и рукоятку регулятора в положение «Подъем».
Разъедините запорную муфту.
Если самопроизвольное опускание осталось прежним, причиной неисправности является утечка масла через цилиндр. Замените уплотнительные кольца. Если опускание прекратилось, утечка проходит через регулятор.
Примечание. Опускание орудия производите нажатием на запирающий элемент полумуфгы (шарик или конус), опустив конец рукава с полумуфтой в емкость.
Проверку регулятора на герметичность производите вдвоем.
Выверните пробку обратного клапана II (рис. 5.6), расположенную между шлангами на регуляторе.
Промойте детали обратного клапана (шарик, пружину).
Легкими ударами через медную направляющую причеканьте шарик клапана к гнезду.
Отсоедините от регулятора правый рукав и выверните штуцер (рис. 5.6, канат Б).
Установите рукоятку регулятора в положение «Подъем».
Удерживая рукоятку в положении «Подъем», залейте в резьбовое отверстие дизельное топливо и через 5… 10 мин проверьте уровень топлива. Если герметичность не обеспечивается, выверните и замените запорный клапан 21.
Заворачивание нового клапана производите до упора клапана в гильзу, после чего выверните его на 0.25…0,50 оборота. Рукоятку при заворачивании удерживайте в зоне регулирования (ролик примерно посередине сектора управления)
Продолжение таблицы
|
Продолжение таблицы
|