D245.ru

Устройство и ремонт тракторов

Ремонт сцепления и понижающего редуктора МТЗ-80

Пробуксовка оцепления трактора или неполное выключение передач закономерно приведет к повышенному износу и поломкам деталей сцепления, коробки передач,
заднего моста и переднего моста трактора МТЗ. Общее рабочее состояние сцепления можно оценить по нескольким признакам,
которые будут характеризовать ту или иную неисправность.

Итак, шум и стук, сложное включение передач, пробуксовка сцепления, особенно при увеличении тягового усилия,
не решаемые регулировкой привода сцепления, дают понять, что имеет место износ или разрушение деталей сцепления.

А что делать, если заметили возросший шум либо свист при выжимании сцепления? Значит произошло разрушение опорного подшипника выключения.

Если регулировка привода сцепления произведена неверно, без зазора между опорным подшипником и нажимными рычагами,
подшипник постоянно вращается. При этом он перегревается, смазка вытекает и он ломается.
Очень часто заклинивание сломанного подшипника идет в паре с обгоранием концов нажимных рычагов.

Ослабление прижима пружин нажимного диска приводят к пробуксовке сцепления,
уменьшению тяги трактора, снижению частоты вращения ВОМ.

Неизбежно во время эксплуатации трактора ведомые диски сцепления корежатся, накладки стачиваются, а заклепки расцарапывают поверхности нажимного диска.
Из-за увеличенного местного нагрева на рабочей поверхности нажимного диска возникают окисные пленки радужных оттенков и трещины.

Иной раз, пробуксовка сцепления бывает так же из-за затекния масла на поверхность дисков через уплотнения коленвала
двигателя или валов коробки передач.

При искривлении ведомых дисков или неправильной настройке отжимных рычагов (если концы рычагов находятся на разных уровнях)
тяжело устанавливаются передачи. Мы имеем в этом случае перекос нажимного диска при выключении сцепления. Крайняя поверхность ведомого диска сдавливается
между нажимным диском и маховиком. Сцепление «ведет».

Если толщина ведомого диска не соответствует по минимальным размерам, фрикционные накладки меняют на новые, либо кардинально и проще заменить
диск в сборе. Затруднительное переключение передач может быть из-за подклинивания шлицев ступицы на шлицах вала сцепления из-за их неравномерного износа.

Кстати, когда разбираете сцепление трактора параллельно с устранением выявленной неисправности диагностируют
детали на предмет их замены на новые.

Еще до снятия сцепления нужно в маховик закрутить технологические болты, тем самым гарантируя начальное сжатие
нажимных пружин (см. рис. 2.5.1). Далее выкручивают болты крепления опорного диска, а затем технологические болты.

До начала разборки сцепления на корпус и нажимные диски маркером или обычной краской наносят метки,
для того, чтобы при сборке максимально точно сохранить взаимное расположение запчастей. Тем самым первоначальная балансировка сцепления будет
восстановлена. Для разборки сцепления применяют специальный инструмент (рис. 2.5.2).

Рис. 2.5.1. Снятие муфты сцепления трактора МТЗ:
1 — муфта сцепления;
2 — технологический болт;
3 — болт крепления опорного диска

Рис. 2.5.2. Разборка опорного и нажимного диска трактора МТЗ:
1 — двухлапчатый съемник;
2 — опорный диск;
3 — технологический болт

Допустимые значения контролируемых данных сцепления двигателя Д-240, мм, справочные данные

Толщина ведомого диска
8,0

Коробление ведомого диска
0,6

Толщина нажимного диска
21,0

Толщина шлицев вала
3,5

Высота кулачка отжимного рычага
10,9

Если вы заменили фрикционные накладки, проверьте, головки заклепок должны утопать не менее 2,0 мм.
Накладки при этом плотно прилегают к диску. Небольшой зазор до 0,1 мм допустим и радиальные трещины накладок в районе заклепок
не выходят на край или в другое отверстие под заклепку.

При толщине ведомого диска не меньше допустимого, и если головки заклепок проседают ниже плоскости накладки на 0,1 мм или еще меньше,
фрикционные накладки нужно менять вместе.

Далее диагностируют нажимной диск. Его опорная плоскость не должна иметь кольцевые риски глубиной более 0,2 мм, а так же отметки от прожога
и следов растрескивания более 40% всей поверхности. Рабочую плоскость нажимного диска вышлифовывают или протачиванием до полного исчезновения
следов износа. Следом аккуратно зачищают мелкой наждачной бумагой до нужного состояния.

Сцепление трактора МТЗ собирают специальным инструментом (см. рис. 2.5.2). Предварительно, как отмечалось выше, вкручивают технологические
болты для сжатия пружины нажимного диска и фиксации в этом положении. Во внутреннюю часть подшипника маховика помещают специальный вал (рис. 2.5.3),
который требуется для выверенной установки шлицевых ступиц ведомых дисков и гарантирования их соосности с маховиком.

Затем выкручивают технологические болты из корпуса и вытаскивают технологический шлицевой вал.

Рис. 2.5.4. Регулировка сцепления и тормозка трактора МТЗ:
1 — опорный подшипник;
2 — отжимной рычаг;
3 — рычаг педали;
4, 8 — кронштейны;
5 — тяга тормозка;
6 — вилка;
7 — упорный болт;
9 — тяга;
10 — болт крепления кронштейна

Рис. 2.5.3. Центровка ведомого диска трактора МТЗ:
1 — технологический вал;
2 — опорный диск

Рис. 2.5.5. Регулировка отжимных рычагов сцепления трактора МТЗ:
1 — отжимной рычаг;
2 — технологический вал

Свободный ход педали сцепления (рис. 2.5.4) настраивают вращая тягу 9. В отпущенном положении рычаг 3 педали
упирается в пол кабины трактора. Если этого не происходит, плавно выкручивают из кронштейна 8 упорный болт 7. Если и этого недостаточно,
отпускают болт 10 фиксации кронштейна и крутят кронштейн к пружине(по часовой стрелке).

Если вы все сделали правильно при регулировке механизма выключения сцепления и соблюдении размера 12±0,5 мм, зазор между выступами рычагов 2 и
опорным подшипником 1 должен быть 3±0,5 мм (как отрегулировать отжимные рычаги сцепления показан на рис. 2.5.5).

Настройку отводки тормозка делают так, как показано на рис. 2.5.4. Вначале отделяют тягу 5 от кронштейна 4, прокручивают
кронштейн 4 вправо (против часовой стрелки) до отказа; поворачивая вилку 6, добиваются увеличения тяги 5 до легкого соединения вилки 6
и кронштейна 4.
Далее, поворачивают вилку 6 до того момента, пока общая длина тяги 5 не уменьшится на 7 мм. В получившемся состоянии стыкуют вилку с кронштейном.
По результатам настройки вилку фиксируют контргайкой.

Чаще всего поломка механизмов переключения понижающего редуктора трактора появляется из-за самопроизвольного выключения и тяжелого
переключением передач, возникновения шумов и стуков.

Самопроизвольно передачи трактора выключаются при выработке и сколе зубьев шестерен и зубчатых муфт, поломке фиксаторов и выемок под
них на валиках механизма переключения передач. Бывает, что теряется упругость пружин фиксаторов, изнашивается плоскость трения вилок переключения,
кулисы, кольцевых пазов скользящих шестерен и зубчатых муфт.

Тяжелое включение передач, скрежет вызваны (наряду с неполным выключением сцепления) нарушением регулировки
тормозка, неверной работой механизма блокировки.

Громкие шумы и стуки в коробке передач возникают вследствии следующих основных причин: из-за выходя из строя подшипников валов,
выработке посадочных мест подшипников в корпусе, при изменении соосности валов, малого объема масла в картере коробки,
трещин и поломок деталей.

Приведенные выше поломки появляются не только из-за обычного износа механизмов, но и при неверной эксплуатации техники,
игнорирования технических условий при проведении ремонтных работ.

Например, преждевременный износ подшипников и зубьев шестерен по толщине может образоваться из присутствия абразивных частиц в масле, которое заливают в
картер коробки передач. Они могут проникнуть в смазку и через неплотности.
Поломки зубьев шестерен со стороны включения возникают из-за ошибочной регулировки сцепления, неверного переключения передач и
неточной юстировки тормозка вала сцепления.
Поломка зубьев шестерен из-за усталости металла ускоряется при некорректном вхождении пар шестерен, недостаточном их включении, нечеткой
настройке зацепления конических пар. При работе на тракторе достаточное количество неисправностей вполне можно устранить непосредственно на нем.

Если при работе трактора слышен
Скрежет шестерен, появляющийся при переключении передач, подсказывает нам неправильную
регулировку механизма управления сцеплением и выходу из строя его дисков. Так же возможен износ фрикционных дисков и тормозка, износ покрытий в
месте сочленения вилки и цапфы отводки тормозка (рис. 2.5.6).


Рис. 2.5.6. Сцепление и понижающий редуктор трактора МТЗ, запчасти:
а — общий вид; б — взаимное расположение деталей;
1 — демпфер; 2 — ведомый диск; 3 — нажимной диск; 4 — опорный диск; 5 — отжимной рычаг; 6 — опорный подшипник; 7 — отводка; 8 — кронштейн отводки;
9, 15, 16, 26, 39, 40, 54, 58, 62 — кольца; 10 — манжета; 11 — маслоотражательная шайба; 12, 14, 18, 27, 29, 38, 56, 61 — подшипники;
13 — упорная втулка; 17 — промежуточная шестерня; 19 — ось шестерни; 20 — фиксирующий винт; 21 — корпус сцепления;
22, 50, 63 — прокладки; 23, 24 — крышки; 25 — вал привода ВОМ; 28 — упорная шайба; 30 — кронштейн отводки тормозка;
31 — вилка включения; 32 — отводка тормозка; 33 — диск тормозка с накладкой; 34 — муфта зубчатая; 35 — вал сцепления;
36 — шестерня; 37 — опорная крышка; 41, 44 — рычаги; 42 — вал вилок сцепления; 43 — тяга тормозка; 45 — вал вилок включения;
46 — крышка сцепления; 47 — вилка переключения ступеней ВОМ; 48 — вал переключения ступеней ВОМ; 49 — нижняя крышка;
51 — игольчатый подшипник; 52 — вал привода ВОМ; 53 — муфта; 55 — шестерня привода ВОМ (II ступень); 57, 60 — распорные шайбы;
59 — шестерня привода ВОМ (I ступень); 64 — крышка подшипника

При работе трактора вполне вероятно возникновение других поломок и отказов механизмов переключения передач.
Чтобы их ликвидировать снимают корпус сцепления и разбирают в том порядке, как на рис. 2.5.11—2.5.28.

Увеличившийся свободный ход рычага переключения ступеней понижающего редуктора объясняется износом вилки переключения и паза зубчатой муфты.

Чтобы проверить это предположение, откидывают вилку, просовывают в паз зубчатой муфты и определяют зазор. При зазоре более 3 мм,
муфта и вилка подлежит замене. Для замены зубчатой муфты, раскатывают остов и разделяют корпус сцепления от коробки передач.

Рис. 2.5.7. Как снять механизм управления понижающим редуктором и зубчатой муфтой трактора МТЗ:
1 — механизм управления;
2 — вал сцепления

Рис. 2.5.8. Выпрессовка вала сцепления и снятие ведущего диска тормозка трактора МТЗ:
1 — технологический болт;
2 — вал сцепления

Рис. 2.5.9. Как снять опорный подшипник, отводки, вилки включения и вал вилок сцепления трактора МТЗ:
1 — отводка;
2 — вилка;
3 — вал вилок сцепления

Рис. 2.5.10. Снятие отводки тормозка трактора МТЗ:
1 — отводка тормозка;
2 — вилка включения;
3 — вал вилок включения

Рис. 2.5.11. Снятие стопорного кольца подшипника вала сцепления трактора МТЗ:
1 — стопорное кольцо;
2 — вал сцепления;
3 — опорная крышка

Рис. 2.5.12. Спрессовка опорной крышки с вала сцепления трактора МТЗ:
1 — опорная крышка;
2 — вал сцепления;
3 — съемник

Рис. 2.5,13. Снятие промежуточной шестерни привода гидронасоса трактора МТЗ:
1 — промежуточная шестерня;
2 — стопорный винт

Рис. 2.5.14. Выпрессовка подшипника из промежуточной шестерни привода гидронасоса трактора МТЗ:
1 — подшипник;
2 — наставка;
3 — шестерня

Рис. 2.5.15. Спрессовка кронштейна отводки тормозка трактора МТЗ:
1 — кронштейн отводки тормозка;
2 — технологический болт;
3 — болт

Рис. 2.5.16. Выпрессовка подшипника из кронштейна отводки тормозка трактора МТЗ:
1 — подшипник;
2 — кронштейн;
3 — цанга;
4 — инерционный съемник

Рис. 2.5.17. Спрессовка кронштейна отводки трактора МТЗ:
1 — кронштейн отводки;
2 — технологический болт

Рис. 2.5.18. Выпрессовка подшипника ведущего вала привода ВОМ из кронштейна отводки трактора МТЗ:
1 — подшипник;
2 — кронштейн отводки;
3 — съемник

Рис. 2.5.19. Снятие нижней крышки в сборе с вилкой переключения ступеней привода ВОМ трактора МТЗ:
1 — крышка;
2 — болт

Рис. 2.5.20. Снятие крышки ведомого вала привода ВОМ трактора МТЗ:
1 — крышка;
2 — болт

Рис. 2.5.21. Выкручивание болта крепления ведомого вала привода BOM трактора МТЗ:
1 — болт крепления

Рис. 2.5.22. Выпрессовка ведомого вала привода ВОМ, снятие шестерен I и II ступеней, снятие соединительной муфты трактора МТЗ:
1 — наставка;
2 — корпус сцепления

Рис. 2.5.23. Выпрессовка подшипника из корпуса сцепления трактора МТЗ:
1 — подшипник;
2 — корпус сцепления;
3 — инерционный съемник

Рис. 2.5.24. Снятие стопорного кольца шестерен I и II ступеней привода BOM трактора МТЗ:
1 — шестерня II ступени;
2 — шестерия I ступени;
3 — стопорное кольцо

Рис. 2.5.25. Распрессовка шестерен I и II ступеней привода BOM трактора МТЗ:
1 — шестерня I ступени;
2 — шестерня II ступени;
3 — съемник

Рис. 2.5.26. Спрессовка подшипника с шестерни I ступени привода BOM трактора МТЗ:
1 — подшипник;
2 — шестерня I ступени;
3 — съемник

Рис. 2.5.27. Выпрессовка игольчатого подшипника ведомого вала привода ВОМ трактора МТЗ:
1 — игольчатый подшипник;
2 — корпус сцепления;
3 — инерционный съемник

Рис. 2.5.28. Выпрессовка подшипника из ведомой шестерни II ступени привода ВОМ трактора МТЗ:
1 — подшипник;
2 — шестерня II ступени;
3 — цанга;
4 — инерционный съемник