D245.ru

Устройство и ремонт тракторов

Тормоза

 

Тормоза Управление Привод тормозов Тип тормозов Место установки
Рабочие Ножное Механический или гидростатический* «Сухие» 2- или 3-дисковые Валы ведущих шестерен конечных передач
Стояночный Ручное Механический «Сухие»

2-днсковые

Вал стояночного тормоза (корпус заднего моста)
Рабочие Ножное Механический или гидростатический * «Мокрые» много­дисковые (серия 900 по заказу) Валы ведущих шестерен конечных передач
Стояночный Ручное Механический Вал стояночного тормоза (корпус заднего моста)
* Для тракторов «БЕЛАРУС» 822.3/823.3 ‘)22 922.3 923 923.3.

 

 

  • Рабочие тормоза

Левый и правый рабочие тормоза управля­ются отдельными педалями, обеспечивая раз­дельное торможение колес. Для одновременно­го торможения обоих колес предусмотрена блокировочная планка 9, которая блокирует левую педаль с правой (рис. 4.128).

Пред упреждение. Никогда не работайте на тракторе, если тормо?а требуют регулировки или ремонта. Прежде чем начать движение, отпустите рычаг 7 стояночного тормоза.

Рис. 4.128. Рабочие тормоза:

/ вилка; 2 — двуплечий рычаг; 3 регулировочный болт; 4 тяга; 5 сектор; 6 защелка; 7. // рыча­ги; Н пружина; 9 блокировочная планка; 10 педаль; 12 — сферическая шайба; 13 — контргайка; 14 — шарики; 15 нажимные диски

 

Работа тормоза

При нажатии на педали 10 тормозов, уси­лие передается через двуплечий рычаг 2. регу­лировочный болт 3 и сферическую шайбу 12 на вилку / привода нажимных дисков 15 (рис. 4.128). При перемещении вилки усилие передается к нажимным дискам, которые пово­рачиваются навстречу друг другу.

Двухдисковын тормоз. Обкатываясь на­клонными поверхностями профильных канавок А (рис. 4.129) по шарикам 4. нажимные диски 3 раздвигаются, зажимают тормозные диски 1 между поверхностями трения кожухов и стака­нов и затормаживают диски и связанные с ни­ми валы и шестерни бортовой передачи.

Одновременно нажимные диски поворачи­ваются силой трения в направлении вращения тормозных дисков. Поворот дисков ограни­чен упорами в кожухах тормозов. Один из

 

нажимных дисков имеет возможность допол­нительною поворота, усиливая эффект тормо­жения.

Принцип действия установленного на трак­торы серий 900 трехдискового тормоза

(рис. 4.130) аналогичен двухдисковому и отли- чается установкой трех тормозных дисков I и промежуточного диска 5, поворот которого ог­раничен упорами в кожухе тормоза и упорны­ми выступами промежуточного диска.

 

 

 

4.7.5.2. Стояночный тормоз «сухого» типа (рис. 4.131)

М12×200 (2нгг)

Рис. 4.131. Стояночный тормоз:

/ вал тормоза; 2 — тормозной диск; 3 шайба сферическая: 4 — болт регулировочный; 5 фиксатор: 6 рычаг; 7 сектор: #-тя!а; 9 рычаг с валиком; 10 кронштейн;// кожух; 12 диски нажимные

 

Стояночный тормоз установлен на кожухе травою рабочего тормоза.

При движении тракгора вращение от кре­стовины дифференциала 2 (рис. 4.132) через ват 3 передается на тормозные диски 5 стоя­ночного тормоза. При перемещении рычага тормоза 6 (рис. 4.131) «на себя» нажимные 2иски 4 (см. рис. 4.132), поворачиваясь относи­тельно друг друга, раздвигаются, затормаживая тормозные диски и соединенный с ними ват 3, связанный с крестовиной дифференциата. бло­кируя через сателлиты / полуоссвые шестер­ни 7 дифференциала, бортовые и конечные пе­редачи и колеса трактора.

Стояночный тормоз допускается использо- эагь кратковременно для торможения трак­тора при выходе из строя рабочих тор­мозов.

 

  • Многодисковые тормоза, работающие в масляной ванне

С целью повышения энергоемкости тормо­зов трактора, их надежности и долговечности разработаны и устанавливаются на тракторы серии 900 многодисковые тормоза, работаю­щие в масляной ванне («мокрые» тормоза). Муфта блокировки дифференциала заднего моста монтируется в корпусе тормоза и имеет с ним общую масляную ванну, поэтому она так­же выполнена «мокрой». Устройство тормозов показано на рис. 4.133.

Рабочие тормоза

Рабочие тормоза 8-дисковые. Фрикцион­ные диски 2 установлены на шлицевых концах ведущих шестерен конечных передач 16. На­жимные диски 6 конструктивно подобны при­меняемым в сухих тормозах, но имеют умень­шенный угол подъема лунок под шарики для обеспечения необходимого усилия сжатия па­кетов фрикционных и промежуточных дисков.

ВНИМАНИЕ! Нажимные диски сухих и «мок­рых» тормозов имеют одинаковые габаритные и монтажные размеры, но не являются взаимозаме­няемыми. Категорически запрещается устанавли­вать на «мокрые» тормоза диски сухих тормозов, и наоборот, что связано с безопасностью работы на тракторах.

Промежуточные диски фиксируются от проворота в корпусах /, 13 при помощи запле­чиков. выполненных на наружном контуре. Герметичность масляных ванн обеспечивается уплотнительными кольцами 15. 23. прокладка­ми ПК 14 и резиновыми чехлами .5, 22. Корпуса снабжены контрольными пробками 2/ и слив­ными пробками 12.

Стояночный тормоз

На тракторах серии 900 устанавливается «мокрый» 4-дисковый стояночный тормоз 8, выполненный в общем корпусе с рабочим тор­мозом. Детали стояночного тормоза унифици­рованы с деталями рабочих тормозов.

Управление тормозами

Привод управления рабочими тормозами тракторов 900/920/950 952 механический по­средством рычагов и педалей; тракторов 922/923 гидравлический. Управление стоя­ночным тормозом механическое.

Приводы управления рабочими тормозами и стояночным тормозом «мокрого» типа прин­ципиально не отличаются от применяемых для «сухих» тормозов соответствующей модели трактора.

  • Рабочие «сухие» тормоза с гидростатическим приводом («БЕЛАРУС» 822.3/823.3/922/922.3/923/923.3)

Гидростатический привод рабочих тормо­зов обеспечивает независимое или сблокиро­ванное управление тормозами с помощью пе- далей 4. 5 (рис. 4.134) и состоит из двух глав­ных цилиндров 13. 13а. толкатели 16 которых шарнирно соединены с педалями; рабочих ци- индров II. 11а. соединенных с главными ци­линдрами. трубопроводами 18, 19. Толкатели

  1. 20а рабочих цилиндров шарнирно соедине­ны с рычагами, которые воздействуют на бол­ты-тяги 10. связанные с нажимными дисками тормозов через рычажную систему.

При нажатии на педали тормозов усилие ’.ередается на толкатели 16 поршней 17 глав­ных цилиндров, которые выдавливают тормоз­ную жидкость по трубопроводам 18, 19 в поршневые полости рабочих цилиндров 11а, /. и в результате перемещения поршней и толкателей происходит включение тормозов.

20±3 мм

•/ 11(11а)

200*1мм

 

Рис. 4.134. Рабочие тормоза с гидростатическим приводом:

  • упорные болты: 2, 6, 15 — контргайки;
  • — педаль правою тормоза; 4 блокировочная планка; 5 педаль левого тормоза; 7 вилка; 8 палец: 9 болт-тяга правого тормоза: 10 — болт- тяга левого тормоза; 11(11а) — рабочий цилиндр левый (правый); 12 клапан: 13, 13а главный ци­линдр правый (левый); 14 — бачки; 16 толкатель;
  • поршень: 18, 19 трубопроводы; 20(20а) толкатель левый (правый)

 

  • Возможные неисправности «сухих» тормозов и способы их устранения

Признаки и причины неисправностей

Незффсктнннос!1. торможения

 

 

 

Увеличен ход педалей тормозов

Замаслены или изношены накладки дисков тормозов

Отрегулируйте тормоза согласно рекомен­даций раздела «Регулировка рабочих тормо­зов»

Промойте лиски в бензине или замените в случае износа

 

 

 

 

 

Неравномерное! ь юрможенни правою и левою колес

 

 

 

Нарушена регулировка ходов педалей тормозов

Износ или замасливание фрикционных поверхностей дисков

 

 

 

 

 

Нерасюрмажнванне тормозов

 

 

 

Износ наклонных поверхностей про­фильных канавок шариков в нажимных дис­ках

Слишком малый ход педалей тормозов

 

 

 

 

 

Самопроизвольное блокирование рычаюв тормозов на валике

 

 

 

 

 

Коррозия посадочного места на валике тормозов под правый рычаг

Снимите правый рычаг с валика тормозов, зачистите посадочное место на валике под ры­чаг, смажьте смазкой «Литол-24» и установите рычаг на место

 

4.7.7. Возможные неисправности заднего «оста и способы их устранении

Признаки и причины Способ устранения
Повышенный шум в главной передаче
Неправильное зацепление шестерен главной передачи Отрегулируйте зацепление зубьев шесте­рен главной передачи по пятну контакта. Отре­гулируйте боковой зазор в зацеплении главной пары. Он должен быть в пределах 0.25… 0.55 мм
Нарушена регулировка конических ро­ликоподшипников главной передачи Отрегулируйте натяг в подшипниках
Низкий уровень масла в корпусе транс­миссии Долейте до нормального уровня
Повреждение зубьев шестерен Проверьте. Сколы, питтинг и другие по­вреждения не допускаются
Не работает блокировка дифференциала (сухого типа)
Замаслены диски муфты блокировки Устраните подтекание масла
Изношены фрикционные диски муфты блокировки Замените диски
Повреждена диафрагма муфты блоки­ровки Замените
Низкое давление масла на входе в муфту

БД

Проверьте. Должно быть 90… 100 кПа (9… 10 кгс/см’)
11е работает электрогидравлический кланам ( факторы с гидроподъемником) Проверьте исправность предохранителей, реле и других элементов электрической цепи. Проверьте легкость перемещения золотника