D245.ru

Устройство и ремонт тракторов

Водяной насос трактора МТЗ-80

Водяной насос на этих тракторах центробежного типа, объединен с вентилятором. Внутри вращается чугунная крыльчатка,
напрессованная на валик и закрепленная болтом. Валик насоса установлен на двух шарикоподшипниках. Полость подшипников плотно прикрывается
двумя резиновыми манжетами. В корпусе насоса запрессована втулка, к торцевой поверхности которой пружина прижимает текстолитовую
уплотняющую шайбу. Шайба двумя выступами входит в пазы крыльчатки. Полированные поверхности втулки и шайбы образуют подвижное уплотнение,
ограниничвающее попадание в полость подшипников влаги.

Для уплотнения валика установлена резиновая манжета с двумя латунными обоймами, предохраняющими манжету от деформации при вращении.
Отдельные капли волы, просочившиеся через втулку корпуса водяного насоса, сливаются через дренажное отверстие в корпусе.
Вентилятор крепится к ступице шкива водяного насоса. Валик водяного насоса и вентилятор приводятся вовращение при помощи клиновидного ремня.
Подшипники водяного насоса смазываются через пресс-масленку до появления консистентной смазки из контрольного отверстия. Насос установлен на
переднем торце блока цилиндров. Вот вкратце описание насоса

Разберём некоторые неисправности водяного насоса трактора МТЗ-80, МТЗ-50, ЮМЗ-6.
Течь воды из дренажного отверстия, повышенный шум и стуки при работе водяного насоса указывают на неисправность
водяного насоса системы охлаждения двигателя.

Появившаяся течь охлаждающей жидкости из дренажного отверстия, либо пятна масла на шкиве привода дают понять, что призошло разрушение уплотнений
валика насоса. Производитель для повышения надежности и долговечности с февраля 1987 г на двигатели Д-240,
устанавливал водяные насосы с уплотнением типа «ВАЗ» и усиленным подшипниковым узлом.).

Рис. 2.1.98. Водяной насос трактора МТЗ в сборе, запчасти:
1 — шкив; 2 — подшипники; 3 — корпус; 4 — крыльчатка; 5 — дренажное отверстие; 6 — валик; 7 — гайка

Для устранения появившихся неисправностей, водяной насос снимают (рис. 2.1.99) и разбирают для замены выработавших свой ресурс деталей
(рис. 2.1.100—2.1.105).

При увеличении осевого перемещения валика в подшипниках свыше 0,6 мм валик нужно заменить в сборе с подшипниками. В сборе меняется еще в случае
ослабления внутренних колец подшипников на валике.

Подшипники подлежат замене в случае увеличения радиального зазора в них более 0,1 мм (рис. 2.1.106).

Рис. 2.1.100. Схема расположения деталей водяного насоса трактора МТЗ, запчасти:
1 — шкив;
2 — подшипники;
3 — крыльчатка;
4 — корпус;
5 — патрубок;
6 — валик насоса;
7 — ремень привода водяного насоса;
8 — стопорная пластина;
9 — гайка;
10 — вентилятор

Рис. 2.1.99. Как снять водяной насос трактора МТЗ:
1 — шкив;
2 — водяной насос;
3 — патрубок

Рис. 2.1.101. Как открутить гайку крепления шкива водяного насоса трактора МТЗ:
1 — гайка;
2 — шкив;
3 — стопорная пластина (с февраля 1987 г. стопорная пластина отсутствует)

Рис. 2.1.102. Опрессовка шкива водяного насоса трактора МТЗ:
1 — шкив;
2 — двухлапчатый съемник

Рис. 2.1.103. Как снять стопорное кольцо подшипника водяного насоса трактора МТЗ

Рис. 2.1.104. Как открутить болт крепления крыльчатки трактора МТЗ:
1 — корпус водяного насоса;
2 — крыльчатка;
3 — болт

Рис. 2.1.105. Выпрессовка валика водяного насоса трактора МТЗ:
1— корпус водяного насоса;
2 — выколотка;
3 — крыльчатка

Рис. 2.1.106. Спрессовка подшипника с валика водяного насоса трактора МТЗ:
1 — подшипник;
2 — валик водяного насоса;
3 — шток пресса

Уплотняющая шайба торцового уплотнения годна к эксплуатации даже а том случае, если на ней присутствуют небольшие кольцевые риски и следы износа.
Однако их глубина не должна превышать 0,5 мм. Толщина шайбы не должна быть меньше 2,5 мм.
Манжета должна быть цельной, сквозные прорывы недопустимы.

При обнаружении трещины на корпусе водяного насоса его меняют. Если трещины отсутствуют, измеряют посадочные поверхности корпуса
под подшипники валика и результаты сравнивают с допустимыми значениями.

Номинальные и допустимые размеры водяного насоса двигателя Д-240, мм

Расстояние от торца опорной втулки до плоскости разъема:

номинальное
47,0—47,3

допустимое
48,5

Допустимый диаметр отверстий корпуса под подшипники:

305
62,07

304
52,06

Если в процессе осмотра вы обнаружили на торцовой части опорной втулки корпуса насоса следы стачивания (как правило кольцевые канавки)
глубиной значительно больше 0,5 мм, втулку в этом случае выпрессовывают и сменяют на новую.

При сборке водяного насоса резиновые манжеты ставят таким образом, чтобы отвороты с пружинами были направлены в сторону подшипников. Гайка ступицы
в этой истори затянута моментом 16—19 Н·м. После компоновки всех деталей насоса, валик вращается от усилия руки без торможения крыльчатки.

Концы кромок лопастей вентилятора располагаются в одной плоскости.