При затрудненном пуске дизеля, дымном выпуске, а также при замене и установке топ¬ливного насоса после регулировки на стенде (через 2000 ч работы) или после ремонта про¬верьте угол начала подачи топлива насосом.
Проверку угла производите в следующей последовав ельност и:
• Установите рычат управления подачей топлива в положение, соответствующее макси-мальной подаче.
• Отсоедините топливопровод высокого давления от штуцера 1-й секции топливного насоса и вместо нее подсоедините момсн-
TOCKOII.
• Поверните коленчатый ват ключом по часовой стрелке до появления из трубки мо- ментоскопа топлива без пузырьков воздуха.
• Удалите часть топлива из трубки, встрях¬нув ее.
• Поверните коленчатый вал против часо¬вой стрелки на 30…40°.
• Медленно врашая коленчатый ват дизеля по часовой стрелке, следите за уровнем топли¬ва в трубке, и в момент начала подъема топли¬ва прекратите вращение коленчатого вата ди¬зеля.
• Отвинтите фиксатор установки угла на¬чата подачи топлива / и вставьте ею обратной стороной в то же отверстие до упора в маховик. Фиксатор должен попасть в отверстие в махо¬вике, и это означает, что топливный насос ус¬тановлен на номинальный угол начата подачи топлива. Значения умов начала подачи топли¬ва для различных дизелей и топливных насосов приведены в табл. 3.3.
При несовпадении фиксатора с отверстием в маховике отрегулируйте угол начала пода¬чи юилива. выполнив следующие опе¬рации.
Дизель (топливный насос) | Угол опережения впрыска. … ло ВМТ | Допуск. | |
номинальный
установочный |
предельно
допустимый |
О | |
Д-242 (4УТНИ) | 20 | Т)
тлш |
± 1 |
Д-2425 (РР4МI OP 10 | 14 | 16 | ± 1 |
Д-242 (49.1111004) | 18 | 20 | ± 1 |
Д-243 (4УТПИ) | 20 | 22 | ± 1 |
Д-243 (49.1111004) | 18 | 20 | ± 1 |
Д-2435 (РР4М10РIf) | 16 | 18 | ± 1 |
Д-244 (4УТНИ) | 20 | 22 | ± 1 |
Д-244 (49.1111004) | 18 | 20 | ± 1 |
Д-2445 (РР4М ЮР 10 | 14 | 16 | ± 1 |
Д-245 (4УТНМ-Т) | 22 | 24 | ± 1 |
Д-245 (4УТ1Ш-Т) | 20 | 22 | ± 1 |
Д-2455 (РР4М ЮР 10 | 13 | 15 | ± 1 |
Д-245.5 (4УТНМ-Т) | ‘У1 € • fa | 24 | ± 1 |
Д-245.5 (4УТНИ-Т) | 18 | 20 | ± 1 |
Д-2455 (РР4М ЮР 10 | 9 | 11 | ± 1 |
Д-2455 (PP4M10U10 | 13 | 15 | ± 1 |
fl-245.5S2(773-40.02) Д-245.43 S2( 773-40.09) | 4 | 5 | ±0,5 |
Д-24552 (773-0IT) | 3,5 | 4.5 | ±0.5 |
А. Дизели Д-242/Д-243/Д-244 (вып. до III кв. 2002 г.)
• Снимите крышку люка (на рис. 3.192 не показана).
• Отвинтите два болта и снимите планку на рисунке не показана).
• Поверните коленчатый вал в ту или иную сторону и совместите фиксатор с отвер¬стием в маховике.
• С помощью (аечного ключа поверните валик 2 топливного насоса до начала подъема топлива в трубке моментоскопа.
• В момент начала подъема топлива в трубке моментоскопа прекратите вращение ва¬лика 2.
• В совпавшие отверстия в шлицевом фланце I и шестерне привода топливного насо¬са ввинтите два болта, предварительно устано¬вив планку.
• Установите крышку люка.
• Выньте шуп из отверстия и ввинтите его обратным концом в задний лист дизеля.
Ь. Дизели Д-242/Д-243/Д-244/Д-245/Д-245.5 (вып. с IV кв. 2002 г.)
Проверку установочного угла опережения впрыска топлива топливным насосом на дизеле производите в следующей последовательности: установите рычаг управления (нижний) в положение, соответствующее максимальной подаче топлива;
отсоедините трубку высокою давления 01 штуцера первой секции насоса и вместо нее подсоедините моментоскоп (накидная гайка с короткой грубкой. к которой с помощью рези¬новой трубки подсоединена стеклянная с внут¬ренним диаметром I …2 мм):
проверните коленчатый вал дизеля но ча¬совой стрелке до появления из стеклянной трубки мометпоскопа топлива без пузырьков воздуха;
удалите часть топлива из стеклянной трубки, встряхнув ее:
поверните коленчатый вал в обратную сторону (против часовой стрелки) на 30…40°;
медленно вращая коленчатый вал дизеля по часовой стрелке, следите за уровнем топли¬ва в трубке, в момент начала подъема топлива прекратите вращение;
выверните фиксатор 1 (см. рис. 3.191) из резьбового отверстия заднего листа и вставьте его обратной стороной в то же отверстие до упора в задний лист, при этом фиксатор дол¬жен войти в отверстие в маховике (это значит, что поршень первого цилиндра у дизеля Д-243 и его модификаций установлен в положение, соответствующее 19…21° до ВМТ, у дизеля Д-245/Д-245Л — 19…2Г до ВМТ. а у дизеля Д-245.5 — 17… 19° до ВМТ).
1-^сли фиксатор не вошел в отверстие махо¬вика или перекошен, произведите регулировку:
— снимите крышку 1 люка (рис. 3.193);
вставьте фиксатор в отверстие в маховике без перекосов, поворачивая в ту или другую сторону коленчатый вал:
— отпустите на 1… 1.5 оборота гайки 2 кре-пления шестерни 3 привода топливного насоса;
удалите часть топлива из стеклянной трубки моментоскопа, если оно в ней имеется;
при помощи ключа и гайки 4 поверните валик топливного насоса в одну и другую сто¬роны в пределах пазов, расположенных на тор¬цевой поверхности шестерни 3 привода топ¬ливного насоса до заполнения топливом стек¬лянной трубки моментоскопа;
установите валик топливного насоса в крайнее (против часовой стрелки) в пределах пазов положение;
удалите часть топлива из стеклянной трубки:
медленно поверните валик топливного насоса по часовой стрелке до момента начала подъема топлива в стеклянной трубке;
— в момент начата подъема топлива в стек-лянной трубке прекратите вращение ваш ка и затяните гайки крепления шестерни;
производите повторную проверку момен¬та начата подачи топлива:
отсоедините моментоскоп и установите на место трубку высокою давления и крышку люка.
• Установите планку 2 и затяните болты 4.
• Установите на место трубку высокою давления и крышку люка 7, отрегулировав (для дизелей Д-242/Д-243/Д-244) осевой люфт шес¬терни привода топливного насоса 5. Для этого:
а) ослабьте контрг айку 6 на 2 3 оборота;
б) ввинти те болт 8 до упора в планку 2, за¬тем отвинтите болт на 1/3 12 оборота и закон¬трите гайкой 6.
ВАЖНО! При демонтаже топливною насоса с дизеля не отвинчивайте болты 4 крепления план¬ки 2 и фланца /. В противном случае булет разрегу-лирован момент начала подачи топлива.
Д. Дизели всех моделей с двухрычажными топливными насосами (рис. 3.197)
• Снимите крышку люка.
• Проверните коленчатый вал так. чтобы совместить фиксатор (щуп) с отверстием в ма¬ховике и вставьте его в отверстие (см. рис. 3.191).
• Ослабьте три гайки 3 привода топливного насоса на 1… 1.5 оборота;
• С помощью гаечного ключа повер¬ните валик / топливного насоса, так чтобы трубка моментоскопа заполнилась топливом, и встряхните трубку, чтобы часть топлива уда¬лить.
3
2
• Медленно поверните валик топливного насоса по часовой стрелке (шпильки 4 фланца насоса будут смещаться относительно трех па¬зов А в шестерне привода 2 до начала подъема топлива в трубке моментоскопа.
• Как только уровень топлива начнет под-ниматься. прекратите вращение валика насоса и затяните три гайки привода насоса.